24 августа в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия состоялось открытие выставки «Сохраненные реликвии», посвященной 105-летию со дня рождения известного конферансье, блестящего артиста, тонкого юмориста и острослова Аблямита Умерова.
Своими воспоминаниями об артисте поделились современники, старейшие артисты ансамбля «Хайтарма» и другие.
Концертная деятельность Аблямита Умерова началась в ансамбле «Хайтарма». Любовь артиста к фольклору, его глубокая эрудиция и безмерная фантазия рождали оригинальные эстрадные номера и программы, и залы взрывались овациями, зрители не хотели отпускать Аблямита Умерова, вновь и вновь вызывая его на «бис».
Родился Аблямит Умеров в Евпатории (Кезлев), после школы окончил театральную студию в Симферополе, с 1935 года работал актером в национальном театре. С началом войны в числе первых ушел на фронт. В годы депортации работал конферансье в ансамбле «Хайтарма». Он был автором множества публикаций о соотечественниках-фронтовиках, напечатанных в газете «Ленин байрагъы». Работая в «Хайтарме», разъезжая с гастролями по Узбекистану, Аблямит Умеров неутомимо собирал коллекцию предметов быта, национальных вышивок и украшений, одежды крымских татар.
Многие крымские татары бескорыстно отдавали артисту старинные вещи, уверенные в том, что эти предметы украсят крымскотатарский музей по возвращении на Родину в Крым.
Так и сбылось. Уникальная коллекция старинных вещей Аблямита Умерова сегодня составляет основу фондов Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия в Симферополе. Коллекцию передала музею его супруга Хатидже Добра.
На выставке «Сохраненные реликвии» представлены образцы узорного ткачества, вышивки, ювелирных украшений, одежды, посуды. Редкие фотографии, концертные афиши, документальные материалы знакомят зрителя с жизнью и творческой биографией А.Умерова. Выставку украшают художественные произведения Заслуженного художника АРК Заремы Трасиновой и художницы Майре Люмановой.
Ведущая мероприятия Садиха Зиядинова отметила значение коллекции Аблямита Умерова, оставившего яркий след в деле сохранения культурного наследия крымских татар.
Известный артист Рустем Меметов рассказал, как Аблямит Умеров во время поездок собирал старинные предметы, объясняя людям, что это для будущего крымскотатарского музея.
«Люди отдавали старинные предметы без копейки денег — настолько уважительно относились к Аблямиту-ага, — рассказал Р.Меметов. — Мы всегда брали с него пример. Всегда подтянутый и энергичный, Аблямит Умеров серьезно готовился к выступлениям. На каждом концерте декламировал стихотворения, он был настоящим борцом за родной язык. Я помню все стихи, которые он читал: «Кель», «Бизим къызлар» — это стихи Ризы Фазыла… После его смерти концерты «Хайтармы» вела Ленияр Якубова. Мы все — молодые артисты старались быть похожими на Аблямита Умерова, но такого уровня, как он, достичь не удалось никому».
«Я учился во втором классе, когда впервые увидел выступление Аблямита Умерова во время концерта ансамбля «Хайтарма», — рассказал музыкант Дилявер Бекиров, — помню, это была реприза «Гульпемпе». После Аблямита Умерова конферансье такого уровня у нас не было».
Ленияр Якубова, вдова известного певца Февзи Билялова, рассказала, как впервые на концерте «Хайтармы» в Чирчике в июне 1957 года увидела крымскотатарских артистов. «На этом концерте все плакали. Я сидела рядом с Сабрие Эреджеповой и украдкой гладила ее зеленое бархатное платье… Позже я сама стала работать в «Хайтарме» — я танцевала. Аблямиту Умерову нравилось, что я хорошо знаю родной язык, стремлюсь овладеть искусством танца…
Он был дисциплинированным, никогда никуда не опаздывал. Перед началом концерта он никого не слышит — готовится к выступлению, к нему не подходи!
Шутники они были неимоверные. Однажды в Фергане на летней площадке на концерте «Хайтармы» ставили отрывок из спектакля «Арзы къыз». Аблямит Умеров играл пастуха (чобана). А Февзи взял и пошутил: спрятал длинную пастушью палку. И вот Аблямит Умеров выходит на сцену, а в руках у него вместо пастушьей палки — бревно (впопыхах вместо палки нашел). Зал смеется! После концерта Аблямит подходит к Февзи: «Бу сенинъ ишинъ!» Оба смеются.
Он всегда искал материалы для своих выступлений, переводил Райкина на крымскотатарский язык, любил читать.
Играл потрясающе!
В газете «Труд» однажды нашел заметку о разведчице Алиме Абденнановой (Аня), нашел ее сестру, живущую в поселке Ингички под Самаркандом, он написал об Алиме Абденнановой, это он вытащил из забвения имя Алиме Абденнановой… Аблямит Умеров жил и творил для своего народа. Но в его родной Евпатории (Кезлеве) ни одна улица не названа его именем… — с сожалением подчеркнула Л.Якубова.
Своими воспоминаниями об Аблямите Умерове поделилась сестра Л.Якубовой, работавшая в ансамбле с 1968 по 1970 годы: «Такие, как Аблямит Умеров, были патриотами своего народа, они никогда не покидали ансамбль «Хайтарма», — сказала она. — Аблямит Умеров впервые сыграл женскую роль в юмореске «Гульпемпе», он только платочек наденет — зал уже гремел от смеха, он был юморист-профессионал». Старейший артист танца Михаил Пирювкин и Ленияр Якубова искрометно станцевали танец «Хайтарма» под аккомпанемент скрипки Дилявера Бекирова.
«Аблямит Умеров был нашим учителем, — рассказал старейший артист ансамбля Расим Юнусов. — Он был строг, вдвоем с Меметом-ага Абибуллаевым (кларнетист) они следили, как мы, молодые артисты, одеваемся, как говорим. Они воспитывали в нас правильное владение языком, они сами были примером для нас. Глядя, как они играли в постановках, я начал понимать, что такое театр…»
Пакизе-апте, дочь однокашника Аблямита Умерова по ФЗУ, рассказала, что он навещал знакомых, одноклассников.
«К его приезду всегда старались что-то приготовить для него, все знали, что он собирает старинные вещи. Если мой отец сообщал, что на другом конце города у кого-то вдруг нашлось старинное крымскотатарское платье, Аблямит Умеров мог пешком пройти весь город ради этого платья. Я думала, а как же он выступать будет, он же устал. Но на сцену он выходил всегда в форме. Он весь светился. Он мог так разыграть публику, так рассмешить. Его выступление — это было священнодействие, залы гудели! Отец рассказывал: во время учебы в ФЗУ Аблямит Умеров организовал драмкружок, он играл на фисгармонии, он умел с людьми работать…»
Актриса Крымскотатарского театра Сусанна Барабашева в своем выступлении отметила, что не каждый актер способен стать конферансье. Аблямит Умеров в этом плане был уникален. Она прочла юмореску Ю.Болата «Табиатым ойле» («Вот такая я»).
В ходе мероприятия прозвучали стихотворения, мелодии и песни и благодарность всем причастным к организации выставки «Сохраненные реликвии».
comments powered by HyperComments