Время неумолимо бежит вперед, оставляя позади события и их участников. Сегодня многим ветеранам крымскотатарского национального движения, еще недавно в результате отчаянной борьбы сделавшим возможным возвращение крымскотатарского народа на родину, уже под 80 или за. Убеленным сединой старцам есть о чем поведать, рассказать, изложить собственное видение сложившейся ситуации и решения проблем. Ветеранам свойственно многообразие взглядов, они привыкли излагать собственное мнение. Соглашаться с ним или нет — дело индивидуальное, но слушать и слышать его важно каждому, кто задействован в общественной деятельности.
Имя Эльдара Шабанова, борца за права крымских татар, в Крыму известно многим. За чашечкой кофе в его гостеприимном доме затянулась наша беседа.
— Когда после смерти Сталина стало зарождаться национальное движение крымских татар за возвращение на Родину, оно основывалось на добровольности и на сугубо идейных соображениях. Никто не гарантировал безопасность и успех. А сколько оказалось потом сломанных судеб? Основоположники движения – кристально чистые люди, всеми уважаемые, но не идолы, заложили мирные способы борьбы в целях достижения успеха, что явилось образцом для многих современных народов, добивающихся своих прав. Тогда придерживались тактики: движение без организации, есть народ и его инициативники. Это давало ряд преимуществ, снижало репрессии и не допускало «идолопоклонничества».
Движение базировалось на чистоте рядов, порядочности, а главное – абсолютной правде. Где правда — там порядок. Отсутствовала коррупция. Деньги собирались целевые, расходовались по строгой отчетности. Народ определенными путями имел доступ к такой информации. Он жертвовал деньги и был в курсе всего. Сила заключалась в прямой связи с народом, а понятие «инициативник» стало святым. На такой основе складывалось мощное крымскотатарское национальное движение.
Тактика движения зависела от обстоятельств. Требования соответствовали духу времени. Крымскими татарами в году выделялись две даты, имевшие общественно-политическое значение: 18 мая – день депортации и 18 октября – день провозглашения Крымской АССР. Но постепенно, за последние 30 лет, октябрьское мероприятие предавалось забвению, как и требование восстановления государственности.
Несмотря на то, что уже была середина XX века, в СССР народ не имел право самостоятельно проводить митинги, поэтому мы использовали свадьбы, похороны, где собирались соотечественники, как возможность для встреч и агитаций. В 1966 году в честь 45-летия провозглашения Крымской АССР в Бекабаде решили провести митинг. Об этом знали несколько человек. Специально для этой цели был изготовлен венок. Я со своим близким другом Длявером Девлетовым, проехав по трем тюремным лагерям, расположенным в городе и вблизи, проследили, когда там начинается развод и практически полностью задействуется охрана. Именно на это время мы назначили свой митинг, которому по сценарию отводилось полчаса. Население было оповещено всего лишь за два часа до начала мероприятия. Собрались около 5000 человек. Я выступил первым, Длявер зачитал резолюцию. Машина с солдатами подъехала, когда митинг уже практически закончился. Дело было сделано.
Наше основное требование политической реабилитации, подразумевающей восстановление национально-территориальной государственности с полномочиями не ниже тех, что существовали когда-то в Крымской АССР, не должно сходить с повестки дня. Социальная реабилитация – это когда строятся школы, детские сады, дома, спортивные площадки, культовые сооружения и др. Но эффективное решение наших проблем возможно при полноценной политической реабилитации. Для этого есть все основания и условия. Россия имеет не унитарное, а федеративное устройство, еще заложенное Лениным. Национально-государственное размежевание, проведенное тогда большевиками, позволило многим народам достигнуть больших успехов в развитии. Законы СССР, содействующие этому, к большому сожалению, в отношении нас с известного момента перестали работать.
Теоретически теперь есть возможность все это исправить. Необходимо реализовывать Указ президента России о реабилитации нашего народа. Успех его исполнения во многом ложится на крымскотатарскую интеллигенцию. Она должна дискутировать, проводить широкую разъяснительную работу. В свое время советский профессор Рефик Музафаров национальные интересы поставил выше личных благ, посвятив жизнь борьбе. Имеются и другие примеры, которым необходимо следовать. Я считаю, что сейчас интеллигенция не дорабатывает, хотя ей отводится особая роль.
Мы полноценно не используем петиционные кампании с обращениями к президенту страны и в другие органы государственной власти. Необходимо находить правовые формы борьбы для достижения целей. Положение народа напрямую зависит от его способностей. Они у нас есть, как и опыт государствообразующей нации.
За свою жизнь мне довелось жить на территории нескольких государств, но я ни разу ни от кого не принял награды, даже когда их предлагали. Всегда отказывался от подачек, считая для себя главной наградой политическую реабилитацию.
comments powered by HyperComments