Курс валют USD 0 EUR 0

Честь быть достойным потомком

Комментариев: 0
Просмотров: 2 534

Шефика Уланова у могилы Аметхана Султана

 

 

Среди именитых крымских дворянских родов в различных архивных документах и публикациях встречается  фамилия Улановых, и только в младшей ветви от одного из уланских  родов в Крыму отмечено семь. Судьбы многих отпрысков этого рода безвозвратно стерты временем, жестоко расправлявшимся с неугодными сословиями в угоду господствующей в разные исторические периоды власти. Отыскать потомков славных родов через столетие сложно, а еще сложнее восстановить связующую цепочку и историю  каждой семьи. О дворянских корнях, равно как и о причастности к духовенству, зажиточному сословию, либо к неугодной нации, «врагам народа», старались умалчивать, менять фамилии, чтобы выжить и не ломать судьбы своих детей, многие из которых так никогда и не узнали своей родословной.

Потомки крымского рода Улановых в 1960-е годы снискали признательность и уважение народа  как активные борцы за права крымских татар. Квартиры сестер Эсмы и Шефики Улановых стали гостеприимным пристанищем для соотечественников, приезжавших в Москву для участия в политических акциях, встречах с руководством страны. В определенные периоды в их «двушках» на ночлег собиралось столько знакомых и незнакомых крымских татар, что яблоку негде было упасть. Хозяевам приходилось стелить гостям даже в ванной. Имена ветеранов крымскотатарского национального движения Эсмы и Шефики Улановых вписаны в историю народа, а одна из улиц массива Каменки Симферополя носит имя Эсмы Улановой.

Сегодня в гостях у «Голоса Крыма new» дочь Шефики Улановой – Тамара Яртубашева, приехавшая из Москвы погостить в родном, как она сама отзывается, Крыму.  Несмотря на то что рождена она в далеком Хабаровске, школьные годы провела в Москве, а юность в Самарканде, она ощущает особую любовь и привязанность к Крыму, и каждый год старается его навещать. О судьбе одной веточки генеалогического древа Улановых сегодняшний мой рассказ, но сначала немного из истории знатного рода.

«Уланы с пестрыми значками»

Так описывал Лермонтов кавалеристов, участвовавших в Бородинском сражении.

Как отмечал известный востоковед Николай Веселовский, слово «улан» происходит от татарского  «оглан», что буквально значит «юноша». После распада Золотой Орды много татар оказалось на военной службе в Литве и Польше, где из них были составлены уланские полки — разновидность легкой кавалерии. Уланы имели особую форму одежды, основным отличительным признаком которой являлся головной убор с квадратным верхом — уланка. В русской армии первый уланский полк появился в начале XIX века.

Сотрудница Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Гульнара Сичаева в статье «Крымскотатарское дворянство» отмечает, что род Улановых находился на службе у Мехмед II Гирая, им был выдан ярлык в 1576 году.

Тамара из знатного рода Улановых

Дедушка Тамары Яртубашевой  — Асан Уланов окончил учительскую школу для детей мурз, затем юридический факультет Новороссийского университета. В 1894 году, в возрасте 35-ти лет он женился на 17-летней дочери купца 2 гильдии из Дерекоя  Мустафы Аметова — Айше. В этом браке родились 12 детей, но выжили лишь четверо: Мерьем,  Эсма, Шефика и Якуб.

   

 Асан и Айше Улановы                                           Айше Аметова

 

В 1938 году Шефика поступила в инженерно-техническое заведение в Москве. Годы учебы пролетели незаметно, по направлению, молодого специалиста Шефику Уланову направляют в Хабаровск, в военно-строительный городок, где знакомство с молодым офицером Петром Александровичем Крестьяновым увенчалось свадьбой. В 1941 году  на свет появилась Тамара, названная Шефикой в честь одной из любимых тетушек, отличавшейся среди крымской родни певческим даром и веселым нравом. К концу войны политическая ситуация на Дальнем Востоке обострилась. Муж Петр погиб в Советско-Японской войне, и Шефика вынуждена была вернуться с дочерью в Москву, где за ней, как за молодым специалистом, была сохранена московская прописка. Обустроились Улановы в бараках санчасти завода «Мосжелезобетон».

— В годы войны тетя Эсма вышла замуж за Григория, — рассказывает Тамара Уланова. – У них  родилась дочь Эльвира, она на год младше меня. В Москве тетя Эсма, врач по образованию, работала в поликлинике, дядя Якуб — бухгалтером на заводе. Помню, когда взрослые уходили на работу, мы с Эльвирой оставались с бабушкой Айше, а учились мы с ней в разных школах, на уроки я добиралась на трамвае. Потом мы жили в двухкомнатной пристройке к Дому композиторов на ул. Горького. Вскоре тетя Эсма перебралась в отдельную квартиру и забрала бабушку к себе, дядя Якуб получил квартиру на Кузьминках, он женился, и у них с тетей Хатидже родились двое детей: Эскендер и Тамара. Они, к сожалению, рано умерли, у Эскендера остался сын, у Тамары – сын и дочь.

Столичная невеста часового мастера

Окончив школу, Тамара со второй попытки поступила на филфак Московского пединститута.

— На втором курсе тетя сосватала мне жениха, — делится Тамара Петровна. – Он работал часовым мастером в Самарканде и приехал в командировку на 2-ой московский часовой завод. Айдер Яртубашев остановился у нас, мы познакомились, друг другу понравились. 25 января 1964 года сыграли свадьбу. Но в Москве Айдер не прижился, поработав немного на часовом заводе, он решает ехать обратно в Самарканд. И мы, с родившимся в 1965 году Тимуром, переезжаем в Самарканд, я оформляюсь переводом в Самаркандский пединститут. После его окончания работаю учителем русского языка и литературы. В 1971 году родился Эмир. Жили мы со свекровью в доме на ул. Луначарского. Через десять лет брак наш распался, и я с Эмиром вернулась в Москву, а позже, отслужив в армии, к нам переехал и Тимур.

Мерьем Булгакова

Асан мурза Уланов родился в 1859 г. в д.Шова Перекопского уезда, в разные годы занимал должности Земского начальника, заседателя Симферопольской дворянской опеки, коллежского секретаря, канцелярского служителя Таврического губернского правления. Их семья в разные периоды прожила в Дерекое и Симферополе. Умер Асан где-то в 1924 году. Его дочь Мерьем, 1896 года рождения, в 20 лет вышла замуж за Исмаила Булгакова. Он участвовал в Первой мировой войне, а после революции работал в КрымЦИКе. В 1924 году его переводят в Москву, в ЦК ВКП(б).  К тому времени у них родилась дочь Муневир. Исмаил со своей семьей берет в столицу и тещу Айше с ее детьми: Эсмой, Шефикой и Якубом. Год спустя Исмаила переводят в Казань, в Совнарком, а Улановы остаются в Москве. В 1933 году  Исмаил Булгаков с Мерьем и уже тремя дочерьми: Муневир, Динарой  и Тамарой, в связи с новым назначением, переезжают в Баку. В 1942 году семья подверглась репрессии и высылке в г.Петропавловск (Казахстан). После войны Муневир и Тамара вернулись в Москву, где и прожили всю оставшуюся жизнь, а их родители и сестренка Динара – в Кисловодск.

Борьба сестер Улановых

Участники национального движения могли бы рассказать много интересных фактов из московских встреч на квартирах сестер Улановых, об их жизненных позициях и взглядах, но, увы, большей части уже нет в живых. В недавнем моем интервью с книгопечатником Надиром Карамановым, он вспоминал о своем первом приезде в Москву при поступлении в Московский полиграфический институт и радушном приеме Эсмы Улановой.

Шефика Уланова (в центре) с активистами крымскотатарского национального движения

 

Шефика Уланова близко общалась с участницей национального движения Симаде Асановой. У сестер в квартирах на улицах Перова и Выхина часто останавливались Мухсим Османов, Айше Сейтмуратова, да всех не перечесть. По архивным документам Шефика Уланова родилась в 1909 году, но в паспорте был указан 1912 год. Умерла она в 2000 году и похоронена в мусульманском секторе Даниловского кладбища в Москве. По рассказам родных, осенью 1968 года в квартире Эсмы Улановой при обыске была обнаружена агитационная литература, и ее принудительно поместили в психиатрическую лечебницу. В начале 1970-х она  вернулась в Крым, купила дом. Остаток жизни она прожила в родном Крыму, оставшись верна ему до конца. Похоронена она на кладбище в с.Мазанка Симферопольского района. Ее дочь Эльвира и внук Тимур проживают в Москве.

Кандидат исторических наук Диляра Абибуллаева в своей научной работе «А.Н.Дьяконов и народное образование крымских татар в XIX веке» приводит цитату директора народных училищ Таврической губернии А.Дьяконова о выпускниках Симферопольской татарской учительской школы: «Это  порядочные молодые люди, обладающие тактом и умением обращаться с детьми, хорошо освоившие примеры преподавания и склонные стремиться к дальнейшему самоусовершенствованию. Между ними немало мурзаков, которые, подобно русскому дворянству, несут свой труд и средства на образование низшей братии. Стоит назвать здесь выдающихся между ними известных нам преподавателей: Халитова и Али Булгакова в Бахчисарае, Амета Булгакова в Феодосии, Асана Уланова в Симферополе, Муртазу Уланова в Узенбаше». Тот ли это Асан Уланов – дедушка Тамары Яртубашевой — или нет, предстоит узнать прямым потомкам (а у Тамары-апте два сына и четыре внука) и исследователям.

Вот они, известные и благородные представители крымскотатарских дворянских родов, и быть достойными их потомками – великая честь. Остается лишь отыскать свои благородные корни и прорастить в себе и своих детях их благородство.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог