Курс валют USD 0 EUR 0

Исламский университет и его концепция?

Комментариев: 0
Просмотров: 13

Когда заработает исламский университет в Крыму? Не следует путать уже с функционирующими на полуострове медресе. Намерения обозначены, осталось за практическими шагами.

Современную нацию трудно представить без наличия университета. Это прекрасно понимал еще в 1918 году литовский татарин генерал Сулейман Сулькевич, распорядившийся создать университет в Крыму. В процессе массового возвращения крымских татар в Крым, на полуострове заработал индустриально-педагогический институт, затем преобразованный в инженерно-педагогический университет, носящий ныне имя своего создателя и первого ректора Февзи Якубова.

В советском обществе религиозное образование не было популярным, но постепенно государственная политика претерпевала изменения, переходя от воинствующего атеизма к терпимости в религиозной сфере. Даже можно было получить исламское образование в Бухаре, в медресе «Мир-и Араб», где, как известно, обучался первый, после массового возвращения крымских татар на родину, крымский муфтий Сейтджелил-эфенди Ибрагимов.

В процессе занятия земель под строительство индивидуального жилья, в каждом массиве компактного проживания крымских татар было зарезервировано место под строительство мечети. Закладывалась основа для возрождения религиозной жизни. Объятия и душа крымских татар были распахнуты для любого, кто выражал готовность оказать им помощь в строительстве культовых сооружений и обучать основам ислама. Тогда они еще были далеки от понимания существования различных течений и идеологий, враждующих между собой и стремящихся распространить свои учения и влияние на мусульманскую умму. И неудивительно, что вскоре появились крымские татары, становившиеся чуждыми друг другу.

Можно много спорить, но трудно оспорить утверждение, что религия стоит на службе у государства. Власть стремится контролировать религиозные институты и проводить через них свою политику. Поэтому на крымскотатарском поле играли представители разных государств, в том числе конкурирующих и враждующих между собой.

Понимание необходи­мости готовить собственные кадры пришло уже давно, и с открытием на полуострове медресе делались первые шаги. Но дело требует совершенствования, и работы предстоит непочатый край.

После 2014 года произошли серьезные изменения, в России религиозным институтам уделяют повышенное внимание, а религиозные деятели на практике могут выполнять роль действующих политиков.

На территории РФ существуют национально-государственные образования, где большинство населения исповедует ислам. Обращает на себя внимание опыт строительства религиозного образования в соседних республиках и мегаполисах. Исследуя тематику становления системы исламского образования в России, исследователь Валентина Сченснович отмечает: «Становление системы исламского образования в Москве принято исчислять с 1744 г., когда на территории Татарской слободы построили первую мечеть. После Октябрьской революции эта система практически разрушилась. В 1990-е­ годы встал вопрос о создании учебных заведений, где будущие теологи и богословы могли бы получать исламское образование, с поправкой на реалии светского государства.

Система современного исламского образования в России включает начальное религиозное образование, среднее религиозное образование и высшее, где сосредоточены три направления: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие.

Мусульманское образование в России интегрировано в государственную систему координат. Выпускники получают дипломы государственного образца, а религиозное образование выступает легитимной альтернативой светскому».

Назовем ряд исламских институтов.

Московский исламский институт (МИИ), создан в 1999 г. в Москве по инициативе Духовного управления мусульман европейской части России (сейчас это ДУМ РФ). Изучаемые дисциплины – коранистика, хадисоведение, культовая практика, исламское право, основы проповеднической деятельности, история, философия, мусульманская богословская мысль России, этика, источниковедение, исламская культура и этика, педагогика, экономика, арабский, русский, турецкий, английский языки, правоведение, религиоведение, психология, информатика.

Санкт-Петербургский исламский институт религии и права (Восточная академия).

Занятия ведут выпускники Московского исламского института, одновременно преподающие на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета.

Российский исламский университет России в Уфе, учрежден в 1999 г., базируется в здании знаменитого медресе «Галия». Существуют дневное, вечернее и заочное отделения, обучение раздельно для мужчин и женщин. Готовят имам-хатыбов (тот, кто читает проповедь по пятницам), имам-мухтасибов (специалист по исламскому праву), мугаллимов (преподавателей) исламских наук и арабского языка.

Казанский исламский университет – КИУ (иногда его называют Исламским институтом), создан в 1998 г. по инициативе Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Института истории им. Шигабутдина Марджани Академии наук Татарстана.

Университет готовит специалистов по исламской теологии, в области истории, права, языка, исламской экономики.

Болгарская исламская академия (БИА) в Татарстане. Первый набор состоялся в 2017 г. Академия готовит магистров и докторов исламских наук по четырем специальностям: «Исламское право», «Исламская экономика», «Коранические науки» и «Исламская мысль». В феврале 2022 г. Академия получила аккредитацию на реализацию новой магистерской программы по теологии, профиль «Государственно-конфессиональные отношения в контексте исламской теологии». Теперь выпускники БИА получают два диплома – религиозного образца и светский документ. В академии обучают преподаватели из Сирии, Йемена, Египта. Из 47 дисциплин 36 изу­чаются на арабском, 11 светских предметов – на русском.

Изобилует исламскими вузами Кавказ. Дагестанский исламский университет (ДИУ) име­ни шейха Мухаммад-Арифа, Университет имени имама Шафии и Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни в Махачкале, Исламский университет имени Сайфуллы Кади в Буйнакске, Исламский университет имени шейха Абдуллы-эфенди в Дербенте, Исламский институт имени имама Шамиля в Кизилюрте, Исламский институт имени Сайидмухаммад-Хаджи Абубакарова, Исламский институт ­имени Имама Ащъари и Исламский институт им. Магомеда Умаханова в Хасавюрте.

Специалисты выделяют Северо-Кавказский исламский университет имени Имама Абу Ханифы в г. Нальчике (основан в 1993 г.).

Выпускники этого вуза могут работать в Организации Исламского сотрудничества (ОИС), в Исламском центре в Женеве, в исламских фондах и др. Университет поддерживает академические и исследовательские программы с партнерами из Саудовской Аравии, Малайзии, Индонезии, Турции, Египта и других стран.

В Чечне функционирует Российский исламский университет имени Шейха Кунта-Хаджи. Студенты там обучаются семь лет, диплом пишут на арабском языке. Почти все преподаватели вуза – выпускники университетов Ближнего Востока, чаще всего это Сирия и Египет, но есть и ОАЭ, Саудовская Аравия, Пакистан, Малайзия и Тунис.

Крыму еще предстоит открыть свой исламский университет. Крымское духовенство уже имеет солидную материальную базу. Соборная мечеть в Симферополе со всеми прилегающими административными и учебными зданиями позволяют комплексу стать центром проведения политических, общественных, культурных и научных мероприятий.

Комплекс Зынджырлы-медресе в Бахчисарае со всеми корпусами бывшего психоневрологического диспансера предоставляет возможность не только обучения студентов, но и проживания и организации питания.

Возникает вопрос разработки концепции вуза и привлечения преподавательского состава. Как бы ни были близки тюркские и мусульманские народы, но за каждым сохраняются национальные и региональные особенности. То, что свойственно одним, совершенно неприемлемо другими. Ошибки могут обернуться большими проблемами. Прошлое, настоящее и перспектива будущего должны быть здесь поучительны.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог