Курс валют USD 0 EUR 0

Майе АНАФИЕВА — в ритмах народного танца

Комментариев: 0
Просмотров: 2 282

 

Крымская роза, Жар-птица, Девушка-воин, Танец огня  и Звенящий бубен  – все это она, неповторимая и грациозная, нежная и воинствующая, сказочная и таинственная. Ее танец завораживает, увлекает в удивительный мир, в котором все подвластно гармонии ритма, мелодии, грации. Каждое движение, каждый взгляд, каждый взмах рук, трепет ресниц и содрогание пальчиков несут в себе глубокий сакральный смысл, который передается  посредством танца из поколения в поколение. Вы, дорогой читатель, знаете ее по ярким и запоминающимся танцевальным композициям в концертных программах фольклорного ансамбля «Къырым», выступлениям детского коллектива «Йылдызлар» и фрагменту художественного фильма «Хайтарма». Ну, конечно, это Майе Анафиева – Заслуженная артистка Крыма, солистка ансамбля «Къырым» и руководитель талантливых звездочек крымскотатарского танца. В этом году детской танцевальной студии «Йылдызлар» исполняется 15 лет — чем не повод встретиться и пообщаться с тем, кто открывает и зажигает звезды, звезды на сцене, в жизни и в нашей  душе.

Когда зажигаются звезды

Весной 2004 года при школе №42 в массиве Каменка Симферополя Майе Анафиева открыла студию крымскотатарского танца, где занимались  в разных возрастных группах школьники с 6 лет и старше. В те годы у нее даже появилась маленькая трехлетняя ученица.

Коллектив разрастался, шло его становление, отрабатывалось мастерство и зарабатывалось имя. Теперь уже «Йылдызлар» на слуху и непременный участник творческих встреч,  презентаций. Талантливые юные артисты – это украшение любого мероприятия, какой бы характер оно не носило, а в этом году и календаря от «Голоса Крыма new».

Как и когда зажглась путеводная звезда самой Майе-ханум? В третьем классе Майе записалась в хореографический кружок, открывшийся при школе. В  1989 году, когда Майе переходила в пятый класс, родители с пятью детьми переехали в Карасубазар (Белогорск). Здесь при школе уже работал танцевальный кружок «Гоньджелер», который вела мама ныне популярной крымскотатарской певицы Эльзары Баталовой – Зера-ханум.

— Я стала заниматься в этой группе, и моя бабушка Нурие-картана всегда поддерживала мое желание учиться крымскотатарскому танцу. Хотя отец считал несерьезным это занятие, — рассказывает Майе-ханум. – Через год я увидела объявление о наборе в танцевальный ансамбль «Ешиль ада» при Белогорском Доме культуры, я прошла отбор и пять лет обучалась у хореографа Рустема оджа. Затем были три года учебы в Крымском училище культуры, где классику и народный крымскотатарский танец преподавала Джемиле Османова. Она же и пригласила меня в 1996 году в ансамбль «Къырым», который вот уже 23 года для меня второй дом, а коллектив – вторая семья.  Здесь мне посчастливилось работать с известными и любимыми в народе Сервером Какура, Рустемом Меметовым, Гулизар Бекировой, артистами балета Джемиле Османовой, Муниром Аблаевым, Эльмирой Меджитовой, Назире Эмир, Эрнестом Усеиновым. С ансамблем мы принимали участие в международных фестивалях, Днях Крымскотатарской культуры, выезжали с гастрольными поездками за рубеж.

Сотворение Танца

 — Майе-ханум, все постановки ваших танцевальных композиций не только ярки и зрелищны, но и глубоки по содержанию, кто или что вам помогает в их создании?

— К ним я прихожу в результате долгого и внутреннего осмысления, переживания, обдумывания. Изучаю фольклор, историю, читаю различную литературу о крымскотатарских традициях, обрядах. У нас есть красивые обычаи – «Хна геджеси», «Траш геджеси», праздники Дервиза, Хыдырлез, сватовство и свадебная церемония, которые украшают постановку танца. Но это уже многократно использовалось в различных композициях. Хочется создать что-то новое, но свойственное, близкое  нашим традициям. Так родилась постановка  «Атеш» («Танец огня»), воспевающая семейный очаг, святость семейных традиций – на сцену выходит девушка с маленькой лучиной-свечой на ладони – она хранительница семейного очага, и благодаря ей, из маленькой лучины разгорается яркое, красочное пламя. Пламя любви, семейного благополучия и тепла, продолжения рода человеческого.  Композиция «Къырым гули» («Крымская роза») — о юности, нежной и сильной, как бутон распускающейся розы. Это о нашем Крыме, нашем народе, слава о котором словно неувядающий цветок. Мне очень близка по духу новая композиция «Аскер къызы» («Девушка-воин»). Потеряв в жестоком бою с врагом своего возлюбленного, смелая и бесстрашная девушка превращается в ангела, снизошедшего на поле брани с небес и вдохнувшего жизнь в погибших воинов. Желая воспеть в своем танце старинный народный инструмент, поставила танец «Зелли даре» («Звенящий бубен»), где в танце у меня на голове пляшет и сам бубен. Получилось зрелищно и красиво. В каждой постановке я обдумываю все до мелочей, и без надежной команды и танцоров и мастеров своего дела такого результата не удалось бы достичь. Эскизы костюмов мне помогает создавать художник-дизайнер Майре Люманова, уже по этим эскизам шьет Зарема Нафеева. Редактирует сценарий, подбирает музыку, расписывает всю программу  Сервер Какура. Всю музыкальную и хореографическую часть берет на себя ансамбль «Къырым». Писатель Аблязиз Велиев облекает в поэтическую форму литературную часть композиции, концерта. Благодарна также и Ружди Меметову и его ансамблю «Хаят».

 

— На какую литературу, методику постановки крымскотатарских танцев вы опираетесь в своей работе?

— Есть книга о крымскотатарском танце хореографа Акима Джемилева, недавно увидела свет книга балетмейстера Ремзие Баккал. Многое черпаю из своего внутреннего восприятия. Хотелось бы, конечно, в будущем создать пособие, книгу по крымскотатарскому танцу. Радует, что в селах и местах компактного проживания крымских татар создаются самодеятельные коллективы, но им не хватает опыта и нужных знаний. И считаю, что для начинающих учителей-руководителей следует проводить мастер-классы по постановкам танцев, подбору костюмов и мелодий, обращать внимание на ошибки, которые нельзя допускать.

Через танец — к народным истокам

— Как часто проводятся занятия в вашей студии танца «Йылдызлар»? Что  важно на занятиях, чему вы уделяете особое значение?

— Как правило, два занятия в неделю в каждой группе, но перед концертами ввожу дополнительные репетиции. На занятиях важно все: дисциплина,  правильно подобранные музыка, настроение, одежда, в конце концов. Особое внимание уделяю разминке, постановке корпуса, пластике. Все отрабатываем тщательно у станка, отдельно работаем с руками — и все под соответствующую мелодию. Дети в игровой форме воспринимают легче, их это увлекает, и они не замечают, как пролетает время, отведенное для занятий. И все это время они слышат народную музыку, родную речь.

Танец для меня все — возможность передать чувства, эмоции и, самое главное, возможность прикоснуться к народным истокам и черпать из них вдохновение. Фольклор – это неисчерпаемое богатство. Поэтому и у своих учеников в первую очередь стараюсь пробудить  интерес и любовь к своему родному искусству. Через народную музыку, родной язык. Мы изучаем обряды и традиции, используем их в постановках танцев. Девушка в танце грациозна, нежна, целомудренна. Правильно держит корпус, руки, кисть прокручивает внутрь, плавно собирая пальчики, и выводит через мизинчик. Держит переменный шаг, без прыжка, она по сцене плывет, будто лебедь по водной глади. Юноша – он орел, в ногах четкость, жесткость, в руках – размах и сила. Он – олицетворение мужества, смелости. Партнеры должны чувствовать танец, мелодию и друг друга.

На занятиях уделяется внимание воспитательному процессу, национальному этикету. Хочу обратить внимание на немаловажный фактор – ребенок посредством танца раскрывается, избавляется от зажатости и комплексов. У меня на глаза наворачиваются слезы радости и удовлетворения, когда через годы занятий, на одном из концертов заметила, как раскрылась и изменилась моя ученица, которая пришла ко мне стеснительным, инертным  и замкнутым подростком. В ее движениях, взгляде проявились одухотворенность, легкость, уверенность. Не это ли лучшая оценка моей работы, как и искренняя признательность публики.

 

— Ваша мотивация понятна – приобщить детей к искусству своего народа, а с какой целью приводят к вам своего ребенка родители? Сами воспитанники как объясняют желание заниматься крымскотатарскими танцами?

— С родителями моих учеников у меня очень тесный контакт. Большинство из них очень патриотичны, любят народную музыку, танцы и понимают, что танцы способствуют общему развитию ребенка. Мы приходим с ними к общему мнению при обсуждении и подготовке костюмов для выступлений. А дети, как правило, ищут себя, то направление, где их способности могли бы проявиться. Ведь ребенок еще не осознает свой внутренний потенциал. Ему нравится все, что интересно. Поэтому, кто-то попробовав, позанимавшись немного, понимает, что это не его. К примеру, я своих сыновей-двойняшек Энвера и Сервера привела на танцы  и в секцию борьбы в 5-летнем возрасте.  Энвер вскоре танцы оставил, а Сервер, он гиперактивен, уже более двух лет продолжает заниматься и борьбой и танцами. Дети все разные, здесь нужен индивидуальный подход. Через силу никого заставлять не стоит.

Настоящая семья помогает творчеству

 — Кстати, о детях и семье. Не подрезают ли они крылья творчеству и полету фантазии? Хватает ли у вас сил и времени для работы, семьи и преподавания?

— Абсолютно не согласна с мнением, что семья и дети помеха для творчества. Напротив, с рождением сыновей я раскрылась полнее, у меня сил и вдохновения вдвое прибавилось. Я ощущаю поддержку и понимание во всем своего мужа Ленура. Он еще до нашего знакомства не пропускал ни одного концерта с моим выступлением. Когда мы поженились,  моя свекровь Асене-ханым (к сожалению, она умерла  8 лет назад) приезжала на все концерты из с.Земляничное.  Вся моя семья, братья, мама Гульнара, которая стала второй мамой для моих детей, — крепкая опора в жизни. Они — мои крылья.

С сыновьями Сервером и Энвером

 

— А ученики, есть среди них продолжатели вашего дела?

— Их много, только сейчас у меня занимаются около ста учеников от 3 до 25 лет. Не все, конечно, продолжат себя в танцевальном искусстве, да так и не должно быть. Но то, что они идентифицируют себя крымскими татарами, знают свои традиции, этикет – уже отлично. Мои ученицы Шекуфе Абкелямова и Эмине Сейтумерова учатся на хореографическом факультете в Крымском университете культуры, искусства и туризма  и работают в ансамбле «Къырым». Они же, Эсмиральда, Севиля, Фатиме, Ленара и другие выпускницы ансамбля «Йылдызлар»  помогают мне с репетициями в студии.

* * *

Великие и талантливые личности сравнивали танец с тайным языком души, пульсом, биением сердца и дыханием тела; поэмой, где каждое движение – слово; известная танцовщица Айседора Дункан – с высшим разумом в свободнейшем из тел. Для Майе Анафиевой, наверное, это все вместе взятое, и удалось ли передать это — судить зрителю, с нетерпением ждущему очередного концерта.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог