Курс валют USD 0 EUR 0

Ансамблю «Хайтарма» — 60 лет

Комментариев: 0
Просмотров: 3 079

Высокоодаренный тюркский народ в этой своей ветви в благодатных странах Крыма, на полуострове, где перекрещивалось влияние Востока и Запада, не мог не развернуть совершенно своеобразной мягкой, яркой и поэтической культуры. Все это как нельзя лучше сказывается в песнях крымских татар, поражающих изящным соединением восточных и западных мелодий и своей, редко в какой-нибудь другой народной песне встречающейся, утонченностью…

Анатолий Луначарский

 

В годы депортации всю редкостную утонченность и красоту музыкального фольклора крымских татар сохранил и донес до потомков ансамбль «Хайтарма», ставший поистине легендарным.

Он был создан (рожден заново, воссоздан, возрожден, как хотите) на чужой земле, был с народом в депортации, был с народом в годы нашего возвращения на Родину, в Крым.

Он с нами в праздники, в будни, он с нами по телевидению, по радио, он с нами — в интернете.

Он с нами — сколько поколений крымских татар (в 1960—1980-е) родилось и выросло, качаясь в легендарной колыбели песен, танцев, мелодий крымскотатарского ансамбля «Хайтарма»!

Он с нами — ансамбль «Хайтарма». Он как верный друг, сохранивший для народа музыкальный фольклор в годы ссылки.

История творческого коллектива на профессиональном уровне начиналась в 1939 году, когда в Симферополе на государственном уровне был создан ансамбль песни и танца крымских татар (художественный руководитель — Ильяс Бахшиш, музыкальный руководитель — Яя Шерфединов, хореограф — Усеин Баккал).

После депортации крымских татар в 1957 году, по решению ЦК КП Узбекистана, при Узгосэстраде ансамбль был возрожден вновь, руководил им известный композитор Ильяс Бахшиш.  Ядро ансамбля составляли довоенные артисты, первые танцы ставили хореографы Усеин Баккал, Аким Джемилев, Энвер Алиев…

Первый концерт ансамбля состоялся 6 июня в Ташкентской государственной филармонии. Позже ансамбль получил название «Хайтарма».

«Хайтарма» — лауреат премии Ленинского комсомола Узбекистана (1970), дипломант Всесоюзного смотра художественных коллективов (1972).

Концерты ансамбля «Хайтарма» на сценах Узбекистана и Средней Азии в 1950-—980-е годы сопровождались слезами наших родителей, дедушек и бабушек, тоскующих по отнятой Родине — Крыму. Залы были переполнены, на концерты отправлялись как на праздник — семьями, со стариками и грудными детьми.

 

О, эти вечера встреч с родной музыкой, танцами и песнями в исполнении ансамбля «Хайтарма» — сколько неизгладимых воспоминаний и впечатлений осталось от тех узбекистанских концертов!

Ансамбль «Хайтарма» был единственным творческим коллективом, на профессиональном уровне сохранявшим в годы депортации самобытную музыкальную, вокальную, танцевальную культуру крымских татар. И донесшим ее до поколений потомков.

35 лет работал ансамбль в ссылке, сохраняя и развивая, собирая по крупицам вековое драгоценное музыкальное наследие крымских татар.

В ансамбле «Хайтарма» расцветали таланты, творчество корифеев крымскотатарской музыки. Это вокалисты: несравненный, яркий, страстный голос Сабрие Эреджеповой (1912—1977), сокрушительной силы голос Февзи Билялова (1936—1999); это грациозная, как лань, танцовщица Селиме Челебиева (1921—1989) и многие другие.

Для многих известных крымскотатарских артистов: Рустема Меметова, Гулизар Бекировой и других, ансамбль «Хайтарма» стал школой, в которой получили они сокровенные народные музыкальные знания прошлых поколений мастеров крымскотатарского фольклора.

В 1992 году ансамблю под руководством Февзи Билялова посчастливилось вернуться на Родину, в Крым.  Пишу «посчастливилось», потому что возвращение на Родину для ансамбля оказалось не из легких.

«Хайтарма» находится в составе Евпаторийского отделения Крымской государственной филармонии.

С 1993 по 2016 годы художественным руководителем ансамбля «Хайтарма» была народная артистка Таджикистана Ремзие Баккал. Она подняла творчество коллектива на новый профессиональный уровень.

В течение десятков лет ансамбль пользуется заслуженной любовью и популярностью у крымскотатарского народа в Крыму и за его пределами. Часто концерты ансамбля сопровождаются овациями, полные залы аплодируют стоя.

Ныне художественным руководителем государственного ансамбля песни и танца крымских татар «Хайтарма» является Заслуженная артистка Украины Эльмира Налбандова.

В марте 2017 года исполняется 60 лет со времени создания (воссоздания) в Ташкенте крымскотатарского ансамбля песни и танца.

 

 

Л. Якубова и Ф. Билялов

 

Вспоминает супруга известного певца и руководителя ансамбля (в разные годы) Февзи Билялова — Ленияр ЯКУБОВА:

— Самое яркое воспоминание об ансамбле «Хайтарма» — это когда в 1957 году ансамбль с концертом приехал в г. Чирчик, где мы жили. 6, 7, 8 июня были проведены концерты в Ташкенте, 9, 10, 11 июня — в Чирчике. Это были первые концерты возрожденного в депортации крымскотатарского ансамбля. Я не могу передать то состояние, в котором находились крымские татары г.Чирчика, пришедшие на концерт! Зал был переполнен. Люди плакали на протяжении всего концерта.

В марте 1957 года в результате конкурса в ансамбль набрали 24 человека — довоенных артистов. Среди них: Сабрие Эреджепова, Эдие Топчи, танцовщицы Селиме Челебиева, Айше Крымтаева и другие. В составе ансамбля первое время танцевали также Аким Джемилев, Гуляра Дегирменджи, Гульнара Гвардеева, Гульфина Ахмадулина, Рефат Асанов, Шевкет Мамутов, Анвар Саттаров… Потом пришел Энвер Девлеканов… Некоторые потом ушли из ансамбля. Вокалисты: Сабрие Эреджепова, Осман Асанов, Февзи Билялов… Программы вел конферансье Аблямит Умеров. Ему как ведущему равных не было.

После г.Чирчика ансамбль поехал в г.Янгиюль. Концерты проходили на высоком профессиональном уровне.

Мой отец был музыкантом, танцором. Я сама любила танцевать. И вот после тех концертов в Чирчике я поехала в Ташкент с мечтой о сцене.

Меня «экзаменовали» Усеин Баккал, Ильяс Бахшиш, Сабрие Эреджепова, Энвер Шерфединов. Он сыграл на скрипке, я им станцевала «Агъыр ава ве Хайтарма», потом — «Тым-тым».

Я так дрожала от страха и волнения! А Сабрие Эреджепова сказала: «Ильяс, эту девочку надо взять в ансамбль!». А Яя Шерфединов сказал: «Бу къыз ансамбльнинъ яры оладжакъ» («эта девушка станет цветком (украшением) ансамбля»). Мне тогда они сказали, что вакансий нет, но велели оставить свой адрес.

А в декабре 1957 года я получила телеграмму с приглашением на работу! И я приехала в Ташкент. Жила на съемных квартирах, училась танцевальному искусству у старших, у непревзойденной танцовщицы Селиме Челебиевой. Нам, молодым артистам, старшие никогда не рассказывали ни о Крыме, ни о крымских ансамблях. Когда мы были в Баку на гастролях, они даже не рассказали, что в то самое время там жил и работал сапожником известный крымскотатарский танцор Хайри Эмир-заде… Я работала с непревзойденной артисткой Сабрие Эреджеповой. О, она была — огонь! От них, от старших, мы многое переняли в своем творчестве.

Селиме Челебиева была стержнем танцевальной группы ансамбля, она пела, она мастерски играла роли в спектаклях. Она была прекрасным педагогом и наставником для нас, молодых артистов. Рефат Асанов обучал молодежь…

Много замечательных артистов в разные годы работали в ансамбле.

С 1957 года работал кларнетист Мемет Абибуллаев, в конце 1960-х он ушел.

В первые годы работала вокалистка Эльвира Хайбуллаева, мы с ней вместе снимали жилье в Ташкенте… Где-то в 1964 году пришел работать танцором Расим Юнусов, он прекрасно танцевал, если бы он остался в ансамбле, именно он был бы достойным продолжателем традиций искусства довоенных артистов…

Условия работы в ансамбле оставляли желать лучшего… Зарплаты были низкие. Многие артисты уходили из ансамбля именно из-за этого…

В 1958 году из Андижана приехал Али Османов, стал одним из основных танцоров ансамбле… Он был большим другом Февзи Билялова. В 1976 году Али перебрался жить в Новороссийск. Он проводил там концерты, организовывал выступления известных артистов (танцора Махмуда Эсамбаева и других).

С нами работал режиссер Гани Мурад, ставил спектакли, в которых артисты «Хайтармы» исполняли роли…

Ансамбль получил свое название в 1965 году, это было на гастролях в Сочи. Эдем Налбандов внес предложение назвать ансамбль «Хайтарма»…

Мы с Февзи Биляловым всю свою жизнь посвятили ансамблю «Хайтарма», мы хранили музыкальное наследие родного народа… Я с грудным ребенком ездила по гастролям…

В 1970 году Февзи Билялов сумел добиться выделения для ансамбля 37 вакансий вместо 24-х, двух квартир, артисты могли жить в Ташкенте.

Книга «Звучи, Хайтарма», изданная в Ташкенте, телевизионный музыкальный фильм с участием Сабрие Эреджеповой — это также заслуга Февзи Билялова. Планировали снимать фильм о танцевальном крымскотатарском искусстве, где должны были танцевать я вместе с Селиме Челебиевой. Но фильм тогда так и не был снят.

Я более 20-ти лет танцевала в ансамбле, мне посчастливилось работать в настоящей «Хайтарме», со старейшими крымскотатарскими артистами. Я любила «Хайтарму»…

Хотелось бы, чтобы жизнь ансамбля была долгой.

Дилявер БЕКИРОВ, художественный руководитель ансамбля «Хайтарма» (1982—1989 гг.):

— Очень запомнилось мне, когда в 1984 году ансамбль «Хайтарма» впервые после долгого перерыва выехал на гастроли за пределы Узбекистана. Мы поехали в Казахстан (г.Чимкент, Кзыл-Орда, Актюбинск, Гурьев, Мангышлак). Запомнился город Гурьев.

Перед депортацией туда, в трудармию, было вывезено из Крыма большое число крымских татар, многие так и остались там жить. Два концерта в Гурьеве прошли с аншлагом. Люди плакали, слушая крымскотатарские песни, они впервые видели крымскотатарский ансамбль «Хайтарма». Затем мы поехали в г.Душанбе (Таджикистан). Потом — на Дни культуры в г.Новосибирск, на Байкале были. Крымскотатарское искусство везде очень хорошо принимали.

В 1987 году ансамбль «Хайтарма» побывал в Крыму, в Херсонской области, в Краснодарском крае, в Новороссийске, за 17 дней дали 29 концертов, 1 концерт дали в Фонд Мира…

В Крыму провели 6 концертов, в Новоалексеевке за 2 дня по 3 концерта в день дали… Потом, в 1988 году, мы выезжали в Краснодарский край. А в 1989 году с гастролями приехали в Крым…

Очень волнительно проходили в 1987 году концерты ансамбля «Хайтарма» в Симферополе, в ДКП. Дали два концерта, это были аншлаги. Нам надарили море цветов. Главный администратор филармонии тогда сказал, что многое видел, но чтобы столько цветов!.. Мы с ансамблем потом поехали с этими цветами в сожженную во время войны деревню Улу-Сала (ныне Синапное) …

За 7 лет моей работы в ансамбле «Хайтарма» было подготовлено 5 новых программ, в работе активно участвовала народная артистка Таджикистана, хореограф Ремзие Баккал…

 

Эльмира НАЛБАНДОВА, Заслуженная артистка Украины, художественный руководитель ансамбля «Хайтарма»

— Сегодня в ансамбле «Хайтарма» творческая, рабочая атмосфера, пришли новые люди, молодые кадры, новая балетмейстер Зарема Османова. У нас много новых планов, много энергии. Сейчас ансамбль работает над новой программой.

22-27 марта «Хайтарма» поедет на гастроли в Краснодарский край. Разучиваются новые песни, новые танцы, поднимаем прошлые музыкальные номера…

В новую программу будут включены множество песен А.Рефатова, И.Бахшиша, Э.Налбандова и другие.

Мы не забываем фольклор, в каждой программе у нас танцы, поставленные Ремзие Баккал, мы помним, говорим, напоминаем на каждом концерте об этом. Танцы Ремзие Баккал — это эталон для каждого крымского татарина.

Мы работаем, чтобы удивить зрителя. Мы хотим, чтобы нас узнали и полюбили на материке… Новая программа ансамбля «Хайтарма» называется «Алтын бешик — янъы девир» («Золотая колыбель — новая эпоха»). Это новый этап в творчестве ансамбля.

Золотую колыбель не надо искать где-то.

Золотая колыбель — это и есть наша крымская земля.

Мы живем на крымской земле. И мы должны работать на созидание и на процветание этой земли!»

 

 

Накануне 60-летия «Хайтармы» студент КИПУ Риза АБДУЛЛАЕВ поинтересовался мнением учащейся молодежи, задав следующие вопросы:

— Посещали ли вы концерты ансамбля «Хайтарма»?

— Если «да», то ваши впечатления, если «нет», то почему, и слышали ли вы вообще о нем?

 

Эльзара Абдурахманова, 18 лет, 1 курс, КИПУ, факультет истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы, специальность: скрипка

— Ансамбль «Хайтарма» всегда впечатляет своей музыкальной программой. Все артисты ансамбля имеют потрясающий талант, а ведь это важно. Очень нравятся вокальные номера. На мой взгляд, песня является главным посланием для зрителя. Восхищаюсь крымскотатарским оркестром! Для меня, как для музыканта, будущего специалиста, это яркий пример. Каждый инструменталист, играющий в этом оркестре, обладает мощной и четкой техникой, что немаловажно для крымскотатарской музыки. Я очень рада, что у нашего народа есть такой пример, на который стоит равняться подрастающему поколению.

 

Рияна Эмирали, 19 лет, 3 курс, КИПУ, факультет психологии и педагогического образования, специальность: психология

— Да, я посещала концерты «Хайтармы», и не один раз. Очень интересный ансамбль, только положительные впечатления и эмоции. Хорошие постановки, вокалисты, танцоры. В общем, мне все нравится.

 

Лиля Леманова, 20 лет, 4 курс, КИПУ, факультет истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы, специальность: журналистика

— На сольных концертах ансамбля «Хайтарма» мне бывать не приходилось, но отдельно взятые выступления видела. Их творческую деятельность трудно переоценить. Мне нравится то, что они делают, то, как они стремятся сохранить нашу идентичность и колорит. Наш народ должен гордиться своим ансамблем и во всем его поддерживать.

 

Эдем Ибрагимов, 23 года, 5 курс, КИПУ, факультет истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы, специальность: музыкальный руководитель

— Очень впечатлен коллективом как музыкант. Слушая их, мы, как младшие, должны изучать фольклорную музыку и много над ней работать. И пусть в наше время разрабатываются все новые тенденции в музыке, нельзя забывать о старинной народной музыке и песне. Музыка – это бесконечный мир, но и в нем следует помнить о своих корнях. Низкий поклон ансамблю «Хайтарма» просто за то, что он есть.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог