Курс валют USD 0 EUR 0

Айдер Мустафаев: Посещать малую родину – дело чести!

Комментариев: 0
Просмотров: 142

Койдешлер корюшюви (встреча односельчан) с годами увеличивает свою значимость. В наши дни совсем немного остается довоенных уроженцев Крыма, и, казалось, понятие «корни откуда», согласно современным тенденциям, должны уйти в небытие. Но крымскотатарский народ делает то, о чем мечтают и говорят многие государственные деятели, они любят свою землю, родину, семью, помнят свои истоки и родство, передают информацию о прошлом своим детям, обеспечивая­ связь поколений. После массового возвращения­ крымских татар в Крым, народ выработал прекрасную традицию ежегодных встреч односельчан. Мероприятия желанные, массовые и имеют динамику развития­. Беря во внимание многие факторы, редакция газеты «Голос Крыма new» объявила 2024 год – Койдешлер йылы, и предлагает вниманию своих соотечественников беседу с организатором на протяжении уже многих лет встреч в селе Озенбаш Айдером МУСТАФАЕВЫМ.

– Какие смыслы до вас доносит понятие «малая родина»?
– Не уходя в глубь веков, замечу, что я носитель двух родовых линий: отец – ­уроженец села Буюк-Озенбаш, а мама – из Янджу. Наши родители получили традиционное крымскотатарское воспитание и следовали многим обычаям и правилам, поэтому когда девушка выходила замуж, она приходила в семью мужа, становясь ее составной частью.
В свою очередь, мой отец очень уважал родственников жены, ее род, и это отношение передалось нам – детям. Например, моего старшего сына в честь старшего брата мамы назвали Ризой. Когда я приступил к составлению генеалогического древа, мамы в живых уже не было, ­она умерла рано, и родословную по материнской линии я фиксировал по рассказам отца. Но при этом мужской род в нашей семье доминировал, и то, что мы ­озенбашцы, ­озенбашская семья, даже не подвергалось сомнению. Влияние ­усиливалось тем, что бабушка (мама отца) жила с нами. Ее рассказы о довоенной жизни делали свое дело, с детства прививая­ любовь к малой родине.
Много озенбашцев в депортации оказалось в Андижанской области (Шахрихан, Палванташ, Асака), здесь проживала и наша семья. Несколько лет назад скончался ветеран национального движения Ремзи Аблаев, ­отец говорил, что они двести лет соседи. Мама Ремзи Аблаева родом из Озенбаша, отец – из Ялты. Для нас первый круг общения­ с соотечественниками был с выходцами из ­Озенбаша, поэтому и мы себя исключительно таковыми считаем.

– Когда впервые вы побывали в Озенбаше?
– В 1968 году наша семья решилась на переезд в Крым, теплилась надежда, что ­удастся обустроиться на родине. Родители с четырьмя детьми, бабушка и ее дочь с ребенком приехали в Симферополь. Как и многие прибывающие­, отметились у активистов в парке Тренева. После этого поехали в родное село. Крым по-настоящему воспринимался только на малой родине, другой альтернативы у отца не было.
Сам я 1961 года рождения. Нас с детства воспитывали таким образом, что смысл поговорки «мой дом – моя­ крепость» в первую ­очередь подразумевает твою семья. Но семья у крымских татар бывает малая и большая, которая включает родственников, тесно общающихся между собой. Дяди, тети, их дети. Таким образом, малая семья перерастает в большую, а несколько таких больших семей составляют сообщество соотечественников (джемаат). Мои­ родители жили в таком сообществе, будь то в Андижане, Новоалексеевке или в Крыму. Вот такие сообщества в следующей ступени составляют народ. Понятия «малая родина» и «большая родина» у нас просто спрессованы, там нет граней.
В мою детскую память от первой встречи с Озенбашем врезались жара, пыльные дороги. Мы ходили по деревне, смотрели дома односельчан, слушая­ рассказы папы: когда строили водохранилище, то 2/3 села залили водой­, дом отца также оказался под водой.
Мы, уставшие, подошли к чешме – источнику воды. Но молва тут же донесла в сельсовет информацию­, что по селу ходят татары, и моментально появились милиционер и дружинники, от которых несло перегаром, и потребовали покинуть данный населенный пункт. До прибытия последнего автобуса ­еще оставалось время, и мы посетили старое крымскотатарское­ кладбище. Бабушка знала арабицу. Взрослые­ ходили между повалившимися надмогильными камнями, рассматривая надписи. Потом сели читать ясин, и я впервые увидел плачущего отца. Представляю, какие картины представали перед его глазами. Все эти эпизоды врезались в мою память, а весь информационный поток выработал особое отношение к малой родине.

– Ощущения, когда впервые побывали на койдешлер корюшюви?
– Сейчас трудно вспомнить, когда впервые побывал на встрече односельчан. Но в памяти всплывает общекрымская, да не только, Дервиза, которая состоялась в Озенбаше в 1990-м году. Но задолго до этого, проживая в пгт. Новоалексеевка Херсонской области, наши родители и еще несколько семей уроженцев села приезжали на отдых в Озенбаш. В таких поездках принимал участие и я. Помню даже, в один год там заночевали возле костра. После армии я играл в крымскотатарском ансамбле вместе с Рустемом Камбуровым. Так, несколько свадебных коллективов, объединившись, разъезжали по крымским селам на отдых. Были в Ускуте, Озенбаше. Уже в крымский период жизни, в 1990-х, я начал посещать ежегодные встречи односельчан. Но тогда ­они проходили по-иному, народу было меньше. Сейчас быстро сорганизоваться помогают социальные сети в интернете. Раньше программа была более простая, организация где-то хромала. Теперь проводятся более­ масштабные мероприятия.

– Нам известно, что вы приняли эстафету организатора встречи односельчан деревни Озенбаш. Это самовыражение или нечто другое­?
– В какой-то период организацию встреч взял на себя мой отец, экс-муфтий Крыма Нури-эфенди. Как-то позвал и меня принять участие­. В тот год я сослался на занятость, на неотложные дела. Отец настаивал, приводя аргументы, что встреча проводится всего лишь раз в год, поэтому правильно отложить все свои дела. Но я в тот момент в достаточной степени не прислушался к отцу и не поехал. Спустя годы, когда сам стал организатором мероприятия, в какой-то год вся моя семья не смогла собраться на встрече. Только тогда я до конца осознал свою неправоту перед отцом.
В 2011 году отец скончался. В память о нем мы всей большой семьей отправились на встречу. Там увиделся с журналистом Энвером Озенбашлы, который в разговоре предложил мне взять на себя обязанности организатора, я не дал согласия. Где-то через полчаса он подошел ­уже с группой стариков, которые­ были настолько ­убедительны, что отказаться я уже не мог. «Мы тебя назначили, только в наших полномочиях освободить тебя от обязанностей», – заявили они. В живых из них уже практически никого не осталось.
Если бы тогда мы активнее­ участвовали в организации­ встреч, результаты были бы более ощутимыми. Нас целая группа активистов, а моя­ задача – привлечь молодежь.

– Уходит старшее поколение уроженцев села, интерес потомков к малой родине спадает?
– Я знал многих из старшего поколения односельчан, их сегодня нет среди нас, но на встречах я вижу их детей, внуков, для них посещать малую родину ­уже дело чести. Мы наблюдаем положительную динамику, тягу к своим корням, когда гости приезжают целыми семьями. Мы устанавливаем свадебный шатер, там помещается до 360 человек, ­остальные находят места под деревьями. Как-то, сосчитав автотранспорт и помножив на среднее чиcло пассаж иров, получили более­ 750 человек. Интерес не спадает, и даже растет.

– Как проходят ежегодные встречи в вашей деревне, программа обновляется?
– Выше я говорил о свадебном шатре. Когда впервые его установили – это было новаторство. Таким образом, большую часть гостей, главным образом стариков, мы смогли усадить в центре мероприятия. Да, необходимы средства, но мы их собираем.
В моих планах провести конференцию уроженцев с. Озенбаш и их потомков, подготовить доклады, а затем выпустить сборник материалов конференции­.
Были идеи театрализованных постановок озенбашских анекдотов.

Айдер Мустафаев на встрече односельчан в селе Озенбаш

Мы активно приглашаем на встречи крымскотатарскую интеллигенцию, и ­она приезжает, выступает, говорит полезные и приятные­ слова. Можно выразить ­огромную благодарность известному певцу Якубу Джемилеву за то, что много лет подряд посещая наши встречи, он проводил фотосъемку, делясь своим архивом со ­мной. Создана солидная база, которая будет использована в издательском деле.
Однако хотелось бы обратить еще внимание на отрицательные тенденции. Были годы, когда на встречу приезжало несколько музыкальных коллективов, известные артисты. ­Они до 15.00 часов ­играли, выступали перед земляками, затем, как правило, разъезжались по свадьбам. Ныне ситуация­ иная, уважить односельчан не все съезжаются.

– Трудности организации­…
– Общественность ждет, жаждет встреч. Раньше приходилось за 2–3 месяца давать объявления в СМИ, сегодня через социальные сети практически адресно доходит информация. Наша деревня находится в горах, там своя специфика, некоторые вопросы необходимо согласовывать с органами власти, например посещение­ отдельных мест, и ­эти вопросы мы стараемся решить.

– Какие задумки хотели бы реализовать?
– Вначале подмечу, что сегодня крымскотатарская­ свадьба утратила то значение, которое она играла раньше. Да, это бракосочетание молодых, да, это веселье и изысканная еда. Но общения нет. При игре музыкантов в ресторане никто никого не слышит. Собрались родственники на 3–4 часа, поели, потанцевали и разошлись. В то время как встречи односельчан – это интенсивное общение родственников и друзей между собой. Чего стоит только общее фото.
Одной из главных своих задач считаю организовать издание книг о Буюк-Озенбаше и Кучук-Озенбаше, уроженцах этих сел и их потомках. Вижу различные направления. В первый том необходимо включить все то, что было уже издано. Во второй том должны войти истории­ семей озенбашцев, их генеалогические древа, сопровождающиеся большим количеством фотографий – от предков до потомков сегодняшнего дня.
Третье направление­ – создать сайт об ­озенбашцах, а также снять документальный фильм.

– Среди молодежи есть такие, кто готов принять ­эстафету организатора?
– Мы активно стараемся привлекать молодежь к нашим делам. Безусловно, необходима подготовка таких кадров. Но в столь благородных делах следует исключить соперничество и работать единой командой. Организация койдешлер корюшюви – большая ответственность и благородная миссия.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог