Я безгранично благодарен судьбе, которая сводила меня с прекрасными людьми, выдающимися личностями, активными деятелями, с кем приходилось сотрудничать, тесно общаться, дружить. Есть о ком вспомнить, многое что рассказать.
Сегодняшняя героиня нашей публикации — героиня крымскотатарского народа Айше Сеитмуратова — 11 февраля отмечает свое 85-летие. Кто по-настоящему имел с ней дело, может по достоинству оценить ее деловые качества, а свойство характера Айше-апте — при общении с ней требует открытости, бескорыстия и принципиальности. Она готова считаться с чужим мнением, входить в положение окружающих, проявлять дипломатичность, делиться последним с нуждающимися, но не терпит фальши и наглости. Нам удавалось реализовывать совместные проекты и, оценивая проведенную работу, можно выразить ей только безмерную благодарность.
Беседуя с ней накануне юбилея, мы затронули вопросы, требующие внимания и практической реализации.
— У вас имеется возможность проживать во многих благополучных странах мира. Почему вы все же остаетесь в Крыму?
— Безусловно, мой правовой статус позволяет жить в различных странах мира, а борьба, которую я вела на протяжении жизни во имя народа, находит оценку в сердцах крымских татар, и они готовы протянуть руку помощи в моем обустройстве. Так, в 2014 году известный турецкий бизнесмен Ибраим Араджи предложил мне переехать в Турцию и заселиться в один из его домов. Но мой выбор был сделан давно, когда я вернулась из США: Крым — моя Родина, я буду жить с народом!
Моя многолетняя борьба была связана не с тем, чтобы жить в Америке, Турции или еще где-то. На земном шаре множество красивейших райских мест, но мои корни из Крыма, и мое место здесь. Я не совершала никаких преступлений, отец мой погиб во Второй мировой войне, защищая родную землю, а советская власть вышвырнула его детей, семью из Крыма, забрав и не вернув все имущество. В свое время меня судили только за то, что я хотела жить на родине и поймала тогда за руку ограбившую нас власть.
Помню, в 2014 году прошел слух, что я уехала из Крыма, и соотечественники, встречая меня в Крыму, очень радовались, что Айше-апте не покинула пределов полуострова. Меня могут только за шиворот выбросить отсюда, а так я никуда уезжать не собираюсь. Моя борьба – это Крым.
Но, безусловно, люди сами вправе выбирать свое место жительства. Кто-то едет на заработки, чтобы поправить материальное положение, планируя вернуться, но кто-то остается навсегда. Хочется надеяться, что большинство, скопив деньги, все же будет возвращаться.
— Оценивая состояние крымскотатарского народа, на какие проблемы стоило бы обратить внимание общественности?
— В первую очередь хочу выделить проблему утери родного языка. Язык — фундамент каждого народа. Используя государственный статус крымскотатарского языка, народу следует добиваться открытия и функционирования школ, классов, детских садов с крымскотатарским языком обучения.
Необходимо стремиться получать качественное образование, а накопленные знания активно применять в профессиональной деятельности. Кадровый потенциал важен не только в индивидуальных случаях, но и в целом для нации.
В основе нашего возрождения и развития лежит создание традиционных многодетных крымскотатарских семей, воспитание подрастающего поколения с высоким уровнем национального самосознания. Рождение 3–4-х и более детей, их обеспечение для многих семей не является затруднительным. Естественный процесс деторождения должен находиться в авангарде пропагандируемых ценностей.
Хорошо, что у крымских татар культивируется понятие наличия собственного угла. Иметь собственный дом, налаженный быт стало смыслом жизни. Ведь собственность дает совершенно иные стартовые возможности для новых поколений.
Наш народ придает огромное значение развитию культуры. Практика жизни показала, какую роль она сыграла в местах ссылки, цементируя нашу идентичность. Учить детей танцам, песням, всему тому, что дает развитие, – святая обязанность родителей.
Необходимо повышать уровень профессиональных творческих коллективов, развивать различные направления искусств. Дело это затратное и требует всесторонней поддержки.
Радует, что получило поддержку народа направление по увековечению памяти видных крымскотатарских деятелей. Посмотрите, как удалось установить памятники Номану Челебиджихану, Решиду Медиеву, Алиме Абденановой (в Ленинском районе, недалеко от трассы).
Пассивность – опасный вирус для крымскотатарского общества, проявляя гражданскую активность в вопросах, касающихся национальных интересов, мы способны в любых условиях двигаться по нарастающей, реализовывая мечты и чаяния народа.
Недавно я передала Крымскотатарскому музею культурно-исторического наследия предметы домашнего быта: дегирмен (кофемолку), гугум (кувшин) и др.
В 1944 году наш народ ограбили, сколько посуды, домашней утвари, старинных изделий было уничтожено! Я приезжала в Крым, и мы вместе с Тамилой Чилеевой, врачом-стоматологом, ходили по свалкам и собирали крымскотатарские сосуды, тазы и др. Многие находки мы передали в частные музеи. Для сохранения нашей истории, предметов материальной культуры необходимо передавать имеющиеся в семьях экспонаты в музеи.
Когда я вынужденно покинула СССР, мне пришлось, разъезжая по всему миру, принимать участие в различных форумах. Для исламской конференции в Куала-Лумпуре (Малайзия) мне сшили платье в национальном стиле, автором которого была Шефика Карашайская. Мой доклад о положении крымских татар, мой наряд приковал внимание участников. Принимая комплименты, я непременно слышала, что у крымских татар высокая культура. Надеюсь, это платье займет достойное место в музее.
Еще один момент, на котором хотелось бы заострить особое внимание: наш народ должен быть и оставаться читающей нацией. Мне 85 лет, я постоянный читатель крымскотатарских газет. Читаю уже с лупой, но читаю!
— Велика ли роль диаспоры в решении проблем крымских татар в Крыму?
— Наш народ, в силу исторических причин, рассыпан по всему миру. Когда крымскотатарская молодежь в 1990-х получила возможность получать образование за рубежом, некоторые не стали возвращаться в Крым, пополняя ряды диаспоры. Я знаю, что многие соотечественники в Крыму к этому относятся негативно. Но в то же время следует отметить, что среди последней волны мигрантов немало активных людей в общественных делах, они проводят разъяснительную работу, рассказывают о депортации, о проблемах обустройства в Крыму.
Диаспора, в зависимости от своего положения, имеет влияние на свои правительства, может активно участвовать в работе международных организаций.
— Как стимулировать процесс возвращения соотечественников на родину?
— Вопрос о возвращении крымских татар из стран, куда они были высланы, необходимо поднимать на государственном уровне. Принят закон о реабилитации, имеются соответствующие госструктуры. Опираясь на недавний опыт, когда оплачивался проезд и провоз багажа возвращающимся, инициировать к рассмотрению и этот вопрос. В свое время я оказала финансовую помощь в переезде историку Гульсум Алиевне Михалевой, участвовала в обустройстве Дома престарелых в Заланкое (с. Холмовка).
В Азии необходимо выискивать активистов и оказывать им всемерную поддержку.
Крымские татары, остающиеся в Узбекистане, сегодня больше направляют свои усилия на сохранение своей идентичности и обеспечение культурных потребностей. И нам необходимо оказывать им содействие в этих вопросах. Они со временем могут вернуться на родину.
— В народе гуляют различные настроения, имеются разочарования в платформах, на которых базировалось национальное движение крымских татар. Правильно ли разочаровываться в демократических ценностях?
— За демократию следует бороться, а не уходить от нее. Она — основа нашего Движения, при ней исправно работают законы. Нашим оружием были лист бумаги и перо, мы добивались своих прав исключительно правовым способом. Не следует отходить от базовых ценностей мирового сообщества.
comments powered by HyperComments