В отдельных источниках год рождения этнографа, фольклориста и педагога Али Боданинского указывается 1865-й, и, вроде как по нехитрому математическому расчету, текущий 2025-й заявлен юбилейным в отношении этой неординарной личности. Однако крымской общественности стоит устранить некоторые неточности в его биографии и достойно подготовиться к памятным мероприятиям в следующем году. Так как 160-летие со дня его рождения приходится на апрель 2026 года. Согласно оказавшемуся в распоряжении Айдына Шемьи-заде Личному делу Усеина Боданинского из Российского Государственного Архива литературы и искусства (РГАЛИ, ф. 675, оп. 2, ед. хр. 82), известно, что Абдурефи (отец Али и Усеина Боданинских) жил в Акмесджите (Симферополе), по ул. Турецкой, в своей усадьбе, был женат на дочери уважаемого жителя Корбекуля Селямета-мурзы — красавице Эсма-шерфе. У них было семеро детей: три дочери и четыре сына, даты рождения которых подтверждены документально. Так вот, Али Боданинский родился 1 апреля 1866 года, вполне вероятно, ошибка вкралась неслучайно, его могли спутать с братом Абдуллой, родившимся как раз в 1865 году, но 1 января.
Али Боданинский известен как журналист, этнограф, общественный деятель. Он был в числе лучших выпускников Симферопольской татарской учительской школы (СТУШ). Преподавал в школах, собирал образцы фольклора крымских татар. Благодаря ему в 1914 году был издан сборник пословиц и поговорок крымских татар, и он, как отмечается в отдельных статьях, осуществил перевод повести «Тарас Бульба» Николая Гоголя на крымскотатарский язык. Али Боданинский собрал небольшую библиотеку с книгами по истории, этнографии и национальному движению на Востоке, свободно владел русским языком, был одним из первых сотрудников у Исмаила Гаспринского в «Терджимане», редактором газет «Голос татар» (№№5-8, 10, 11), «Енъи Дунья». В Бахчисарае А. Боданинский вступает в кружок татарской передовой молодежи, так называемых «фармазонов».
Во время революций 1905–1907 годов и позже Боданинский активно участвовал в национальном движении вместе с А. Медиевым, А.-С. Айвазовым, У. Баличем и др.
27 февраля 1917 года, в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком и уже спустя месяц состоялся Всекрымский мусульманский съезд. Поддержанный своими соратниками и прогрессивной крымскотатарской молодежью, Али Боданинский сумел настоять на том, чтобы муфтием был заочно избран Номан Челебиджихан, а председателем вакуфной комиссии Джафер Сейдамет.
Али Боданинский погиб в 1920 году. В своей книге «Без победителей. Из истории Гражданской войны в Крыму» А. и В. Зарубины, ссылаясь н архивные источники, пишут о его гибели: «В начале июня 1920 года, как боец Коммунистического отряда (в возрасте 57 лет), принимал участие в сражениях под Мелитополем, где был высажен десант слащовского корпуса. В одном из боев (под хутором Горелое) был зарублен белоказаками (ГААРК. – Ф.П-150. — Оп.1. – Д.148…).
Однако Айдын Шемьи-заде, внук нашего героя, описывает иначе трагические обстоятельства гибели Али Боданинского. По его версии, на заседании, проходившем в Мелитополе, Ю. Гавен доложил о кадровом положении в Крыму, председатель Совнаркома В.Ленин рекомендовал выдвинуть на высокий пост Али Боданинского как образованного человека с большим жизненным и революционным опытом. После затянувшегося до поздней ночи заседания якобы Али Боданинский и Достмамбет Аджи раньше других ушли в свою комнату на отдых, а утром оба были найдены в своих постелях с прострелянными головами.
Супруга Боданинского – Анифе-ханум, также занималась просветительской и общественно-политической деятельностью. После ареста деникинской контрразведкой она умирала от тифа на заднем дворе тюрьмы, куда вынесли ее обессиленное тело. Но выжила благодаря выходившей ее сердобольной женщине. У Али и Анифе Боданинских было четверо детей: старший сын Сулейман скончался от болезней, Ибраим в возрасте 27 лет погиб во время Второй мировой войны, дочери Сайде (супруга выдающегося крымскотатарского поэта Эшрефа Шемьи-заде) и Зоре. В депортации Анифе-ханум попала в поселок Чинабад Андижанской области. Умерла в 65 лет в 1955 году в Янгиюле.
Писатель Риза Фазыл посвятил Али Боданинскому отдельную главу своей книги «Садыкълыкъ», изданной в депортации в 1979 году, в которой отмечает, что в июле 1978 года появился на свет в четвертом поколении Али Боданинский — сын Надира и Диляры, прапраправнук героя, отдавшего жизнь борьбе за всенародное дело.
comments powered by HyperComments