«Растят скотину на убой, а детей нужно воспитывать».
Дарий
Строительство детских садов в местах компактного проживания крымских татар есть не только естественное цивилизационное развитие осваиваемой территории, но в первую очередь возведение одного из столпов для реализации национальной идеи, подразумевающей стимулирование роста рождаемости и сохранение идентичности крымскотатарского ребенка.
На заре образования поселков компактного проживания, когда под стенами крымского Совмина формировались группы соотечественников – зачатки будущих местных сообществ, самостоятельно начавших процесс реабилитации с занятия земель под строительство индивидуального жилья, при разбивке участков специально резервировались земли под соцкультбыт, в первую очередь для школ и детских садов. Понимание перспективы народа от численности детей и их образования обусловило шаги почти тридцатилетней давности.
В настоящее время реализовывается государственная программа, согласно которой предусмотрено строительство дошкольных образовательных организаций: микрорайон Хошкельды, г.Симферополь (на 260 мест), п.Молодежное, Симферопольский район (на 260 мест), микрорайон Исмаил-бей, г.Евпатория (на 135 мест), микрорайон Луговое, г.Симферополь (на 260 мест), микрорайон Янъы-Маале, г.Судак (на 140 мест), микрорайон Фонтаны, г.Симферополь (на 260 мест), 7 микрорайон, г.Бахчисарай (на 260 мест) и др. Наличие детского сада и возможность отдать туда своего ребенка решает сразу несколько семейных проблем. В плане материального достатка – частично освобождает от забот супружескую половину, которая трудоустроившись тоже приносит доход в семейный бюджет, улучшая благосостояние. В национально-культурном же возрождении детские сады призваны решить вопрос сохранения родного языка. В результате ряда исторических причин, крымскотатарский язык оказался на грани исчезновения. Для его сохранения одних призывов к семьям, людям старшего поколения разговаривать с детьми на крымскотатарском языке крайне недостаточно. Молодые пары, практически сами не владеющие родным языком, не способны обучить ему своего ребенка. Открытие школ и классов с крымскотатарским языком обучения решает проблему отчасти по причине их ограниченного количества, с другой стороны, наблюдается желание родителей отдавать своих детей в престижные, специализированные учебные заведения для получения углубленных знаний по предметам для поступления на престижные перспективные специальности. В связи с создавшейся ситуацией, пробел в усвоении родного языка призваны заполнить детские сады. С родившимся ребенком в семьях пытаются разговаривать на крымскотатарском, употребляя простые слова и предложения. Ребенок его усваивает. «Тили къырымтатарджа кесильди», — радуются родители. Но отдав дитя в трехлетнем возрасте в обычный детский сад, через некоторое время, как правило, крымскотатарский язык в их общении начисто стирается. Данную проблему, при умелом подходе, призваны решить строящиеся дошкольные образовательные учреждения в местах компактного проживания коренного народа Крыма. Наше общество должно быть готово полноценно запустить работу детских садов после сдачи их в эксплуатацию, заранее определить их статус. На сайте Министерства образования размещена «Примерная программа по изучению крымскотатарского языка (родного) в дошкольных образовательных организациях «Чешме», в пояснительной записке к которой говорится: «Дошкольное образование, будучи частью общего образования, является первым шагом воспитания и обучения детей. Он в основном связан с семьей и является основой всестороннего воспитания будущего человека. Решающее значение для полноценного развития ребенка имеет своевременное овладение родным языком. Речь тесно связана с познавательным развитием ребенка, с приобщением его к морально-этическим нормам народа и художественной культуре. Название программы «Чешме» (Облагороженный родник) как символ неисчерпаемости знаний, приносящий радость, утоляющий жажду познания детей данного возраста. Вместе с тем, это не просто дикий родник «Чокъракъ», ручеек которого может затеряться в траве, рыхлой земле, а облагороженный, ручеек которого направлен к реке, т.е. символ направленной системы обучения родному языку в детском саду, с последующим продолжением в школе».
Еще Константин Ушинский утверждал, что 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь. В этот период интенсивно формируются психика, мыслительные процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы и физического здоровья ребенка. По признанию отдельных специалистов: «основной задачей изучения языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения каким-либо языком в устной форме». По идее, посещение ребенком детского сада в течение трех и более лет должно привести к усвоению им разговорного крымскотатарского языка на том уровне, которым владеет основная масса крымских татар 40-50-летнего возраста. А дальше выбор за родителями – в какой школе учиться ребенку. К моменту открытия дошкольных организаций необходима слаженная работа, как общественности, так и чиновников. Должен быть подготовлен состав учебно-методических комплектов: методические рекомендации и пособия для воспитателей, рабочие тетради для детей, сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей, комплекты аудио-видеоматериалов и многое другое. Необходимо формировать базу данных, кадровый реестр для будущих дошкольных образовательных организаций. Уже иметь альтернативные кандидатуры на должность заведующих и выбора наиболее достойных.
Согласно информации Министерства образования Крыма, в течение 2016-2017 учебного года в муниципальных дошкольных образовательных организациях 863 ребенка получали образование и воспитание на крымскотатарском языке, 63 — на украинском, 180 детей обучались в двуязычных группах (крымскотатарский и русский языки). Всего в дошкольных образовательных организациях на крымскотатарском языке обучались 1043 ребенка (1,5%), на украинском языке – 63 ребенка (0,09%). В образовательных учреждениях всех видов и форм собственности воспитывались, обучались, получали услуги по присмотру и уходу 68,8 тыс. детей, в том числе 61,5 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Как видим, после запуска всех объектов дошкольного образования, при грамотном подходе, численность обучающихся детей на крымскотатарском языке может увеличиться в 2,5-3 раза. Здесь уместно вспомнить слова Д. Локка: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
comments powered by HyperComments