На днях редакция получила письмо от Васфие Исмаил Чавуш из села Хлебное, Советского района, в котором она выразила некоторые свои мысли по поводу текущей ситуации на полуострове. Как правило, такие тексты мы публикуем в кратком обзоре писем, но в данном случае мы решили порассуждать, потому что, думаем, этими вопросами задаются многие.
«Селям алейкум, Эльдар-бей! Газета «Голос Крыма» русскоязычная, поэтому пишу по-русски. Я получаю вашу газету с 1995 года (к сожалению, она уже не та). В данное время я выписываю ее по инерции, по привычке.
Подтолкнула меня к письму публикация в №8 от 23 февраля 2018 г. — статья «Новый совет», а именно последний абзац: «В ходе съезда делегаты утвердили обращение к властям Германии с призывом выплатить компенсацию жителям Крыма за 127 сел, сожженных на полуострове в годы нацистской оккупации». Благие намерения, флаг им в руки!
А не приходило этим уважаемым людям в голову обратиться к своему президенту (ведь Россия – правопреемник Советского Союза) покаяться перед нашим многострадальным народом за то преступление, которое совершила предыдущая власть?
Мне 78 лет, уходит мое поколение, пережившее этот ужас. Когда же мы услышим слова «простите нас»? Пусть Руслан Бальбек сделает благое дело и обратится к президенту. Посоветуйте ему через вашу газету. Я не уверена, что вы напечатаете мое письмо».
Во-первых, хотелось бы поблагодарить Васфие-ханум и всех, кто продолжает выписывать нашу газету. Нам уже не раз приходилось объяснять своим читателям об ограниченных возможностях «ГК» в условиях полного прекращения финансовых дотаций, начиная с 2014 года, со стороны кого-либо. Сокращение объема издания, пишущих журналистов с 11 до 3, не позволяет удерживать ранее достигнутой планки. Но мы продолжаем работать и делаем все возможное для своих читателей. Утверждать, что «газета уже не та» слишком просто. И кто выиграет, если издание прекратит свое существование? У крымских татар так много пишущих людей? Или статьи, интервью с различными современными деятелями заменят кем-то подготовленные короткие новости или комментарии из интернета? Все дополняет друг друга. Но эффективность ощущается, когда заложена профессиональная основа. В этой ситуации жить только прошлым уже нельзя, есть настоящее, а впереди будущее, зависящее от всех нас вместе. В контексте сказанного, поддержка независимых изданий не противоречит национальным интересам.
Переходя к вопросу о реабилитации и извинениям «простите нас», позвольте заметить, что «простите» в карман не положишь. Проживая в местах депортации и добиваясь возвращения на Родину, репрессированные крымскотатарские семьи мечтали вернуться каждый в свой дом, свое село. Самое простое решение – верните все то, что отняли. Все имущество народа было описано, сведения об этом до сих пор хранятся в архивах. Но шли десятилетия, и в результате борьбы, восстановление в правах шло половинчато, поэтапно. Вспомним Указ Президиума ВС СССР 1956 года «О снятии ограничений по спецпоселению с крымских татар…», Указ Президиума ВС СССР «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» от 1967 года, Декларацию ВС СССР от 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», Закон РФ от 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», Указ президента РФ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» от 2014 года. Ни один из законодательных актов не вернул дома и имущество репрессированным, не выплатил за них равноценную компенсацию. Но это позиция каждой пострадавшей семьи. Взгляд же государств был иной. В отнятых у крымских татар домах живут другие люди. В чем их вина и что с ними делать? А также извечная проблема нехватки финансовых средств в бюджете.
Вопрос возврата домов, он действительно болезненный, а вот наделения землей, по желанию, в родных селах и оказания непосредственной помощи в строительстве, был решаемым. Особенно, когда еще все находилось в общегосударственной собственности и не было передано в частную, в первую очередь земля. Но в 1990-х государственные мужи распорядились по-иному: кому-то — гектарами земельные паи, а интересы крымских татар рассматривались по остаточному принципу. Коренному народу Крыма препятствовали в получении земельных участков, вынуждая организовывать поляны протеста. Процедура затягивалась, нанося урон бюджету каждой семьи. А далее — строительство жилья при отсутствии средств, растянутое на годы, болезни и преждевременные смерти как последствия тяжелой жизни. Но государство рапортовало о выделении средств на обустройство (отсыпка дорог, проведение электричества), при этом сетуя на острую их нехватку. Получившим готовые квартиры и коттеджи повезло, но основная масса народа обустраивалась сама. Род деятельности и индивидуальные способности каждого репатрианта определили его социальный статус. Кто-то построил себе огромный 2-3-х этажный дом, и даже не один, другой до сих пор не завершил строительство одноэтажного дома, есть такие, кто прозябают еще во времянках или старых постройках. У всех у них понимание реабилитации разное. Притом, что все законодательно наделены равными гражданскими правами, со всех снято клеймо «предатели», главы государств публично заявили о невиновности крымских татар в период гитлеровской оккупации, богатые, состоятельные люди себя давно уже реабилитировали, имея значительно больше возможностей, чем все другие жители полуострова. Финансовую компенсацию больше ожидают граждане среднего достатка или бедных слоев населения, стремящиеся поправить свое материальное положение. Но государство, теперь российское, определило помощь реабилитированным через строительство детских садов и школ в поселках компактного проживания крымских татар, предоставление квартир очередникам. Небольшая часть средств идет в помощь индивидуальным застройщикам, а также определены льготы на коммунальные расходы. Работает программа по культурно-просветительским нуждам.
Какова перспектива данного вопроса? Скорее всего сложится так. Самому младшему, непосредственно депортированному из Крыма, крымскому татарину в этом году исполнится 74 года. Идет естественный процесс смены поколений. В ближайшие десять лет их останутся единицы. Народ в подавляющем своем большинстве будет проживать там, где сумел осесть и обустроиться. Не исключены внутренние миграционные процессы из села в город. В процессе активного смешения субэтносов (татов, ногаев), представителей различных деревень в результате семейных браков, одновременно будет ослабевать тяга их детей к исконным селам предков, которые многие уже назвать не могут. Переезд будет обуславливаться только финансовыми возможностями и экономической целесообразностью. В случае улучшения благосостояния народа, решения его жилищных проблем, о материальной компенсации говорить будут все реже. В конце концов в зачет войдут розданные счастливчикам квадратные метры жилья и объекты инфраструктуры для депортированных. Получится, как по классику: бытие определит сознание.
В завершение обсудим еще один затронутый вами вопрос — обращение к властям Германии с призывом выплатить компенсацию жителям Крыма за 127 сел, сожженных на полуострове в годы нацистской оккупации. Данная тема неоднократно поднималась в первую очередь крымскотатарской диаспорой, представители которой во время Второй мировой войны оказались на территории Германии и остались проживать на Западе. Видя, как Германия выплачивает репарацию государствам и народам за нанесенный ущерб, они считали, что эта страна несет ответственность за судьбу крымских татар в не меньшей мере, чем другие стороны, подвергнувшие репрессиям народ. Были прецеденты восстановления сожженных деревень в европейских странах, и представители диаспоры говорили о необходимости таких же мероприятий и в Крыму, несмотря на утверждения, что вся репарация была выбрана Сталиным для СССР.
Сегодня этот вопрос затрагивает интересы не только крымских татар, но и внешней политики России. Германия играет ключевую роль в ЕС и не разделяет геополитические устремления России. В противостоянии за Крым она участвует в антироссийских санкциях и призывает соблюдать права крымских татар. Наступил удобный момент для предъявления встречных претензий: немцы, компенсируйте тот ущерб, который вы нанесли крымским татарам. Мы деньги выделяем, строим, а вы? Первоначально инициатива пошла от общественности, завтра этот вопрос официально может поставить государство, используя ситуацию в своих дипломатических интересах. В данной ситуации, какой позиции придерживаться нам, крымским татарам? Жить интересами только сторон или учитывать свои, личные? Разве не справедливо восстановить сожженные гитлеровцами деревни и раздать там дома потомкам заживо сожженных людей. Неужели стал неактуальным вопрос возвращения соотечественников из мест депортации и выделения им жилья в Крыму. Не наша ли стратегическая задача — восстановление целостности народа на Родине.
Время будет бросать нам вызовы. Хотим или не хотим, но нам придется быть свидетелями, прямыми или косвенными участниками противостояний. Но при любых обстоятельствах мы просто обязаны избежать новой национальной катастрофы, потому что деды приказывали нам жить!
comments powered by HyperComments