Сервер ДЖЕЛЯЛОВ, доцент кафедры «Электромеханика и сварка»
Вирус, обозначенный пресловутой аббревиатурой COVID-2019, уже много месяцев не дает покоя всему миру и, к сожалению, не обошел стороной и нас. В затруднительном положении оказалась и сфера образования. Обучающиеся и педагоги были вынуждены перейти на дистанционное обучение. После летних каникул обучение в высших учебных заведениях Крыма приобрело гибридную форму, то есть наиболее массовые занятия, в частности лекции, стали проводить дистанционно, иные же виды уроков шли в обычном режиме. Мнения людей в отношении такой формы получения знаний достаточно противоречивые. Но на этот раз, увы, выбора у нас не было… Ради спасения жизней многих потенциальных жертв опаснейшего для человека вируса педагогам вузов пришлось проявить навыки работы с обучающимися в электронной образовательной среде.
Говоря о готовности наших региональных образовательных учреждений к такому повороту событий, следует отметить, что практика применения дистанционного образования в Крымском инженерно-педагогическом университете имени Февзи Якубова существовала достаточно давно, но имела лишь локальный характер. К примеру, на кафедре прикладной информатики нашего вуза педагоги частично использовали эту систему для повышения эффективности взаимодействия со студентами заочного отделения. Опытные коллеги любезно поделились ценными навыками с университетским сообществом. Таким образом, при содействии управления информатизации вуза в считанные дни на базе известной платформы «Moodle» была сформирована электронная образовательная среда для взаимодействия с обучающимися. Благодаря активной работе кураторов учебных групп, каждый из студентов вуза был в кратчайшие сроки зарегистрирован на сайте дистанционного образования и получил доступ к информации, регулярно предоставляемой преподавателями в соответствии с расписанием. На сегодня в нашем университете уже прочно налажена форма взаимодействия между учителями и их подопечными. Гибко и собранно педагогический состав университета адаптировался к новым условиям работы.
Форм дистанционного взаимодействия с обучающимися и предоставления учебной информации в условиях, созданных пандемией, оказалось достаточно. В дело пошли электронные носители конспектов лекций и презентационные материалы, методические наработки и медиа-ресурсы в виде научно-популярного видео, а также онлайн-уроки ведущих специалистов в разных сферах, которые по случаю сложившейся ситуации заполонили интернет-пространство. Как никогда актуальными стали виртуальные лабораторные практикумы, методики применения которых использовались нашими педагогами. Беспрецедентным подспорьем оказалось наличие подключения нашего вуза к электронно-библиотечной системе «Лань». Это позволило преподавателям оперативно обеспечить доступ к электронным литературным источникам в условиях отсутствия у студентов возможности посещать научно-техническую библиотеку КИПУ. Многие из наших педагогов, применяя навыки пользования социальными сетями, а также всем разнообразием инструментов для электронной связи и проведения конференций, достигли больших успехов в деле проведения своих оригинальных онлайн-уроков.
Отдельным вопросом стояла процедура проведения итоговой аттестации. Здесь было важно правильно организовать сам порядок, обеспечивающий возможность объективно оценивать работу студента в процессе проведения экзамена, зачета, а также других форм академического контроля. К счастью, возможности известных программных систем электронной связи в сочетании с потенциалом современных технических средств коммуникации, таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки, а также стационарные ПК, оснащенные web-камерами и аудиоустройствами, позволили обеспечить долговременное и синхронное взаимодействие большой группы людей в сети. Это дало возможность вести поточный контроль работы обучающихся во время проведения процедуры аттестации. Эффективным средством реализации процедуры выбора экзаменационного задания для студента оказалось использование программных ресурсов, позволяющих производить рандомный выбор комбинации чисел из заданного интервала.
Весь этот важный опыт организации дистанционного обучения, полученный за период пандемии, естественно, очень пригодится в условиях, когда оно становится неотъемлемой частью современной системы образования. Однако, находясь на расстоянии, нам все же приходится скучать об аудиторных занятиях и вместе с многотысячным сообществом университетской молодежи все так же готовиться к очередной сессии, неустанно покоряя научные вершины. Так пусть же успехи в учебе не покидают всех, кто стремится к знаниям, а болезни обойдут нас стороной!
comments powered by HyperComments