К 90-летию со дня рождения
«Музыканы теренден севген инсан чокъ яшай» («Долог жизненный путь того, кто глубоко любит музыку») — эти слова корифея крымскотатарской музыки, композитора, музыканта, педагога Эдема Налбандова вспомнились в связи с датой.
90 лет назад, 25 декабря 1926 года в с.Капсихор родился Эдем Налбандов (жил он в г. Карасубазаре).
Велик его вклад в развитие крымскотатарской музыки в годы депортации и после возвращения народа на Родину — в Крым.
Разножанровые произведения Эдема Налбандова исполнялись в разные годы в Москве, Киеве, Германии, Польше, Франции.
Эдем Налбандов в годы депортации учился в музыкальном училище в Марийской АССР, продолжил образование в Ленинабадском музыкальном училище. Окончив Ташкентскую государственную консерваторию, руководил крымскотатарским ансамблем, названным в 1965 году «Хайтарма». Тогда создал концертную программу, которая с успехом прошла в городах Средней Азии, Азербайджане, Армении, Грузии, Абхазии.
По воспоминаниям супруги Эдема Налбандова Ремзие-ханум, в годы депортации он много помогал учащимся музыкальных школ. По многочисленным просьбам родителей, желающих, чтобы их дети обучались и крымскотатарской музыке, через Союз композиторов Узбекистана Эдем Налбандов настойчиво пытался решить вопрос издания сборника произведений крымскотатарской музыки. Получая много писем от соотечественников с просьбами выслать ноты, писал в нотных тетрадях, рассылал, раздавал детям ноты крымскотатарских музыкальных произведений — обработки для аккордеона, фортепиано и др., чтобы они могли разучивать и исполнять их.
Большую роль сыграл Эдем Налбандов в создании и становлении музыкальных учебных заведений в Узбекистане — Бекабадского (1976 г.) и Джизакского музыкальных училищ.
В Бекабадском училище он создал студенческие хор и симфонический оркестр. Хор в 150 человек принимал участие в республиканских телеконкурсах «Мархабо, талантлар!»
В исполнении хора с профессиональной сцены впервые на весь Узбекистан прозвучала крымскотатарская народная песня «Танъ йылдызы».
Преподавателем Налбандов был строгим — никаких поблажек ученикам: «Хочешь учиться — учись!» — говорил студентам. В то же время никогда не отказывал в помощи учащимся, талантливым молодым авторам и исполнителям.
Где бы ни работал, ни преподавал Эдем Налбандов в Узбекистане (Бекабад, Джизак, Ленинабад и др. города), везде, организовывая массовые праздники с участием коллективов предприятий и школ, он вносил в концертные программы крымскотатарские песни.
Хоровой жанр занимал в его творчестве особое место, он работал над многоголосием в крымскотатарском вокальном фольклоре, подготовил к хоровому исполнению множество фольклорных песен («Танъ йылдызы», «Айненни», «Меджбур олдым» и другие). Пытался при Узбекском телевидении организовать детский и взрослый хор.
Он написал песни на слова Эшрефа Шемьи-заде, Сеитумера Эмина, Черкез-Али и других, произведения в разных жанрах, музыку к ряду спектаклей (спектакль «Дубаралы той» Юсуфа Болата на музыку Э.Налбандова в 1992 году был поставлен уже на Родине, в Крыму, на сцене Крымскотатарского музыкально-драматического театра).
Эдем Налбандов всю жизнь собирал, записывал народные песни и мелодии, мечтал создать оркестр крымскотатарских народных инструментов, создать в музыкальном училище крымскотатарское отделение…
В 1980-1983 годах преподавал в Ташкентском институте культуры, в 1990 году защитил диссертацию при Алма-атинской консерватории. По его инициативе в Союзе композиторов Узбекистана открылась секция крымскотатарской музыки.
В 1986 году впервые в Москве состоялся концерт крымскотатарской музыки, в программе было представлено творчество крымскотатарских композиторов старшего поколения и молодых авторов. Эдем Налбандов тогда в своем выступлении рассказал слушателям о проблемах сохранения крымскотатарской культуры и музыки.
В 1993 году Эдем Налбандов вернулся на Родину, в Крым. Член Союза композиторов Украины, Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии Крыма (1997 г.). Его произведения: «Поэма для виолончели», «Рапсодия», Баллада «Ноктюрн», «Сёзсиз йыр» для скрипки и фортепиано, одноактный балет «Большая свадьба», экспромт «Эхо гор» и другие песни и мелодии вошли в фонд крымскотатарской современной музыки. Он автор научной работы о музыке, учебного пособия по музыке для детей, ряда музыкальных сборников, соавтор (с Ильясом Бахшишем) сборника крымскотатарских народных песен (1997 г.), музыкального букваря для детей «Музыкада басамачыкълар» («Ступеньки в музыке» (1998 г.).
Творческое наследие композитора, музыканта, педагога Эдема Налбандова, а также собранный им фольклор — бесценная часть богатейшей сокровищницы крымскотатарской музыки современности.
comments powered by HyperComments