Эльдар СЕИТБЕКИРОВ
Зал тогдашнего Украинского театра был переполнен. Зрители восторженно слушали народные мелодии и песни в исполнении юбиляра. Бурные овации сопровождали каждое выступление. Играл семейный ансамбль. Таковых в Крыму немного. Всеобщий любимец наслаждался публикой, она, в свою очередь, — им. В руках у него взаимоисключающие для исполнителя инструменты – то скрипка, то даре (бубен). А какое исполнение, каков колорит! Руками бьет по натянутой коже, отбивая ритм, вдруг в какой-то момент задействует колени ног и обязательно коронный удар в бубен головой. На сцене неповторимый музыкант Энвер Шерфединов!
Э. Шерфединов после интервью «ГК» в канун своего 60-летия
16 июня в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия открылась выставка, посвященная 80-летию со дня рождения известного скрипача, народного музыканта Энвера Шерфединова (1936-2007). Как отметила сотрудник музея Садиха Джемилева, юбиляр родился в Симферополе в семье знаменитого скрипача Рефата-уста. Обладая абсолютным слухом, Э. Шерфединов, не владея нотной грамотой, виртуозно играл на скрипке, крымскотатарских музыкальных инструментах, среди которых – даре (бубен), зилли давул (большой барабан), боразан (большая зурна), нэй (тростниковая флейта), кавал (свирель), а также других тюркских и европейских музыкальных инструментах.
Собравшаяся общественность, почитатели таланта Энвера-уста вспомнили многие эпизоды из его жизни. Ветеран сцены, артист Расим Юнусов, рассказывая о его исполнительском мастерстве, отмечал и удивительную разносторонность Э.Шерфединова: «Многие мои знакомые скрипачи боятся лишний раз перегружать свои руки и пальцы, а он, играя концерт на даре, тут же откладывал его в сторону, беря скрипку, исполнял «Тым-тым» или «Чардаш» Монти.
Народный певец Рустем Меметов, говоря о совместной работе с Энвером-ага в ансамбле «Хайтарма», поведал, как на гастролях в Уфе местный корреспондент, очарованный игрой маэстро, все интересовался, какую консерваторию он окончил. И был в шоке, узнав, что виртуоз не знает даже нотной грамоты, при этом играет на многих инструментах.
«Уникальный скрипач, вопреки канонам музыкального образования и грамотности», — так отозвался о своем коллеге Заслуженный артист Узбекистана Дилявер Бекиров.
Неоценимую услугу сохранению творческого наследия Энвера Шерфединова оказал тележурналист Рашид Мемиш: «Успел выпустить компакт-диск с исполнениями Энвера-ага. Он уже был тяжело болен, лежал в постели. Я принес диск. Он взял в руки скрипку, стал пальцами перебирать струны, из его глаз потекли слезы». Продолжая свой рассказ, Рашид-бей сообщил и такие сведения: в Ташкенте талант мальчика сразу заметили опытные педагоги школы искусств для одаренных детей им. Р.Глиэра, куда он решил поступить. Шерфединов был принят в школу и проучился там некоторое время. Но приехала бабушка и, увидев проезжающий возле здания трамвай, испугалась, что он может задавить ее внука. На этом учеба ребенка в школе завершилась.
Шерфединова обожали узбеки, он виртуозно исполнял их мелодии на национальных инструментах. Энвер-уста играл корейскую, уйгурскую, молдавскую, венгерскую и др. мелодии. Он особо ценил, когда на крымскотатарских свадьбах заказывали старинные, малоизвестные песни, вставал и пожимал руки тем людям.
Солист ансамбля «Хайтарма» Якуб Джемилев на мероприятии исполнил песню «Азбарымда бадем терек». Открытие выставки проходило при музыкальном сопровождении ансамбля «Джезаир», в котором уже играет и внук Э. Шерфединова – Рустем Асанов.
В свое время я с журналисткой «ГК» Гульнарой Усеиновой отправились к Энверу Шерфединову домой на интервью. Не успели задать несколько вопросов, как хозяйка дома подала на стол чебуреки, изумительно вкусные. Когда очередь дошла до фотосессии, Энвер-ага предстал в костюме, галстук ему подбирала жена, — ну настоящий денди. Таким и останется его образ в народной памяти.
comments powered by HyperComments