Эльдар СЕИТБЕКИРОВ
«Дети, какой у вас самый любимый школьный предмет?» — спрашивали у нас на собрании. «Физ-ра», — хором кричали мальчишки нашего класса. Мяч мы гоняли на большой школьной перемене, сразу после уроков на школьном стадионе, вечером во дворе, в дополнение тренировки в секциях. После этого можно понять распорядок нашего светового дня. О своих учителях физкультуры и тренерах я вспоминаю с особой благодарностью. Уже позже, выступая за сборную Ташкентского государственного университета на студенческих спартакиадах по гандболу, имел особое расположение среди преподавательского состава и своих сокурсников. Рационально использованного времени хватало и на учебу, и на тренировки. Как можно не любить спорт — мне было непонятно ни тогда, в юности, ни сейчас. Посещая родительские собрания своих детей, слышу жалобы учителя физкультуры на учеников, не удосужившихся принести форму на урок или неспособность выполнить элементарные упражнения. Физическое воспитание становится актуальной проблемой нынешнего времени.
Сегодня на заданную тему мы решили побеседовать с бывшим спортсменом, учителем физкультуры Партизанской школы Симферопольского района Нариманом Татарисом.
— Ваш путь в спорт?
— Родился я в 1966 году в поселке Кибрай, что под Ташкентом. По природе был очень подвижным, энергичным ребенком. Первые шаги в спорте были связаны с посещением в младших классах секции баскетбола. Но вскоре понял, что игровые виды спорта – это не мое, нравились силовые виды. В 13 лет записался в секцию самбо, которую посещал в районе тракторного завода г. Ташкента. Но что-то не сложилось и после года тренировок секцию пришлось оставить. И только в 10 классе записался в секцию дзюдо, где нашел полное удовлетворение.
— Почему дзюдо?
— Дзюдо – олимпийский вид спорта. Это сила, гибкость, смекалка. Тренировался в спорткомплексе «Чимган» г. Чирчика, одновременно обучаясь в техническом училище на сварщика. Мой тренер Виктор Михайлович Галкин, десятикратный чемпион республики, превосходный педагог. Под его руководством выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Каков тренер, такие и ученики — так принято оценивать роль воспитателя. Имея посредственного тренера, больших высот не добьешься. Тренер – старший, мудрый наставник, должен объяснять, регулировать поведение и в жизни, и в спорте. А спорт, в свою очередь, должен закалять и воспитывать.
— Чем обусловлен был дальнейший выбор профессии?
— Наступило время моей службы в армии. Отслужив, понял, что к специальности сварщика пристрастия не испытываю. Необходимо было найти общее между увлечением дзюдо и выбором профессии. Поэтому сразу после армии твердо решил поступать в физкультурный институт, что и осуществил в 1986 году, став студентом Узбекского государственного института физической культуры и спорта.
— Так легко было поступить?
— Сдавал сочинение, биологию и спецпредмет, то есть дзюдо. В процессе сдачи экзаменов демонстрировал технику бросков, вышел на спарринг с таким же, как я, абитуриентом. Нас собралось 28 абитуриентов, а студентами стали только четверо. Поступив на одном дыхании, первый курс окончил на «отлично». Был старостой группы, ездил командиром студенческого стройотряда в Алтайский край. В 1987-м наша семья переехала в Крым. Пришлось оставить учебу и год проработать сварщиком в селе. Затем возобновил обучение уже в Симферопольском государственном университете на факультете физического воспитания. Тренировки продолжил в «Динамо», занимался у тренера Наримана Фазыловича Сулейманова.
— Физрук – для вас звучит гордо?
— Учитель должен быть примером для своих воспитанников, обладать кругозором, знать свой предмет, ибо у невежды нет авторитета. Вопреки сложившимся у некоторых мнению урок физической культуры не может быть второстепенным предметом. В нынешнее время высоких технологий и компьютеризации человек постепенно отгораживается от природы, отходит от естественного развития, он теряет связь с землей. Человек тысячелетиями жил в гармонии с природой, его физическая форма являлась условием продолжительности жизни. По моему глубокому убеждению, не должно быть разницы в физическом состоянии человека в 19-21 веках.
— Есть ли разница между физическим состоянием учеников 1970 — 1980 годов и современных?
— Очень большая разница. Многое зависит от финансовых возможностей и государственной политики. Той популяризации спорта, как в бытность СССР, сейчас нет. Тогда, несмотря на плюсы и минусы, была система занятий. Начиная от рождения человека и до конца его жизненного пути, существовала система, обеспечивающая его бесплатным, афишированным занятием спорта. Многие после работы имели возможность час-два уделять своему физическому состоянию. Нынешние ученики – в основном физически слабые. Люди думают, что могут обойтись без физических нагрузок, это ошибочный путь. Посмотрите, сколько призывников имеют отклонения.
— Что предусматривает школьная программа по физкультуре?
— Многие ученики не способны овладеть школьной программой, а она довольно щадящая. Нынешняя программа предусматривает ГТО. Раньше был девиз: «Быстрее, выше, сильнее». Человек должен был быстрее бегать, выше прыгать, быть сильнее других. Данный девиз полностью отражен в ГТО. Ученики должны бегать, прыгать, подтягиваться, иметь навыки игры в волейбол, баскетбол, футбол.
— Какие виды спорта необходимо популяризировать?
— Любой спорт полезен. А выбор часто зависит от строения организма человека и его способностей. Но что заложено природой, необходимо развивать. Многое в спорте достигается упорством и трудом, а не слабостью духа и ленью.
— Совет физрука родителям?
— Не относиться к урокам физкультуры как к второстепенному предмету. Ребенок должен быть обеспечен формой. В здоровом теле здоровый дух! Спорт не только физическая сила, но и развитие мышления. С развитием организма происходит его адаптация к трудностям и невзгодам. Мой сын – школьник, занимается дзюдо, дочь – дошкольного возраста, посещает уроки гимнастики и хореографии.
— Какие ощущения у человека, владеющего приемами дзюдо?
— Вообще, чтобы овладеть силовыми приемами, необходимы годы упорного труда. В критических ситуациях владеющий искусством борьбы морально чувствует себя защищенным, он практически не выступает в роли жертвы. Сила в жизни дает уверенность!
comments powered by HyperComments