Э. СЕРАСКЕРОВ
С давних времен спорт играет важную роль в поддержании физического здоровья как отдельного человека, так и целых наций. Спорт многообразен, и сегодня существует много самых разных его видов, наиболее популярные и распространенные из которых включены в программу международных олимпийских игр. Но при этом практически у каждого народа существуют свои спортивные традиции, являющиеся неотъемлемой частью его культуры и образа жизни. Их сохранение, развитие и популяризация в современных условиях являются крайне важными для сохранения национальной идентичности, поддержания преемственности между разными поколениями.
15-16 февраля в Спортивной школе №1 им. Амет-Хана Султана в Симферополе прошел семинар «Возрождение и развитие национальной борьбы куреш в Крыму». Участие в его работе приняли тренеры по борьбе из разных регионов Крыма.
С. Ягъяев во время занятия
Открывая работу семинара, директор Спортивной школы №1 Сейдамет Ягъяев рассказал участникам собрания об истории возрождения борьбы куреш в Крыму, о работе энтузиастов, потративших в свое время много сил на сбор информации о традициях и правилах национальной борьбы, как в самом Крыму, так и в регионах проживания крымскотатарской диаспоры в Турции и Румынии.
В 2008 году в Крыму была создана Федерация национальной борьбы куреш, что способствовало бурному развитию этого вида спорта на полуострове в последующие годы. Однако, с течением времени, в этой деятельности наступил спад, и теперь ей нужно придать второе дыхание.
С. Ягъяев с сожалением отметил, что хотя большинство тренеров греко-римской борьбы, вольной борьбы, дзюдо на полуострове были представителями крымскотатарского народа, что позволяло рассчитывать на успех в деле развития борьбы куреш, но тем не менее многие так и не осознали должным образом целей и задач развития национального вида спорта.
Помимо куреша, крымскотатарские спортсмены-борцы осваивали и родственные ему виды спорта — киргизскую борьбу алыш, татаро-башкирскую борьбу кореш, узбекскую борьбу кураш, борьбу на поясах, популяризировавшуюся известным российским спортсменом, основателем Всемирной федерации борьбы на поясах Рифом Гайнановым. Крымскотатарские борцы участвовали и добивались успехов на международных соревнованиях по этим видам борьбы.
Однако это не подменяет собой задачу развития борьбы куреш. С. Ягъяев акцентировал внимание участников собрания на том, что должен быть сохранен национальный колорит борьбы. Одной из главных и первоочередных целей является разработка для борьбы куреш разрядной классификации, как в других видах спорта. Так, например, в Республике Татарстан существует звание мастера спорта по национальной борьбе. Крымскотатарской спортивной общественности необходимо добиваться введения подобного звания и в Крыму. Это позволило бы повысить статус борьбы куреш как вида спорта.
Особое внимание участники семинара уделили обсуждению правил судейства и ведения соревнований. В рамках мероприятия прошли и тренировочные занятия, в ходе которых отрабатывались, в том числе, и навыки судейства.
Н. Бекиров рассказывает об истории борьбы куреш
Перед участниками семинара также выступил с лекцией кандидат философских наук, старший преподаватель Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Надир Бекиров. Он рассказал об истории возникновения и развития национальной борьбы куреш, корни которой уходят глубоко в прошлое, о ее отличиях от родственных видов борьбы у других тюркских народов.
Как отметил Н.Бекиров, отличительной чертой крымскотатарского куреша была подготовка воина к схватке в пешем строю, где надо было свалить противника. После падения Крымского ханства, на полуострове было запрещено свободное ношение оружия, такие виды воинского искусства, как фехтование и стрельба из лука, некогда популярные среди крымских татар, были ими в итоге утеряны, но традиции борьбы были сохранены в этих условиях. Запрет на ношение оружия стимулировал развитие рукопашных видов единоборств, направленных на самозащиту, и в других странах (бокс в Англии в XVIII веке, дзюдо в Японии после революции Мэйдзи в середине XIX века).
По мнению Н.Бекирова, куреш — это национальное достояние крымских татар, как сумо для японцев, которое нужно сохранить. Борьба должна развиваться и как система самозащиты. В то же время куреш по объективным причинам не может сегодня развиваться как международный вид спорта (для этого нужны колоссальные материальные ресурсы, направленные на популяризацию этого вида спорта в других странах), однако на международной арене борцы, занимающиеся национальной борьбой куреш, могут, немного усовершенствовав технику, выступать в рамках спортивной борьбы на поясах.