Курс валют USD 0 EUR 0

В поисках путей развития национальной борьбы куреш

Комментариев: 0
Просмотров: 1 314

 

Э. СЕРАСКЕРОВ

С давних времен спорт играет важную роль в поддержании физического здоровья как отдельного человека, так и целых наций. Спорт многообразен, и сегодня существует много самых разных его видов, наиболее популярные­ и распространенные из которых включены в программу международных олимпийских игр. Но при этом практически у каждого народа существуют свои спортивные традиции, являющиеся неотъемлемой частью его культуры и образа жизни. Их сохранение, развитие и популяризация в современных условиях являются крайне важными для сохранения национальной идентичности, поддержания преемственности между разными поколениями.
15-16 февраля в Спортивной школе №1 им. Амет-Хана Султана в Симферополе прошел семинар «Возрождение и развитие национальной борьбы куреш в Крыму». Участие в его работе приняли тренеры по борьбе из разных регионов Крыма.

С. Ягъяев во время занятия

Открывая работу семинара, директор Спортивной школы №1 Сейдамет Ягъяев рассказал участникам собрания об истории возрождения борьбы куреш в Крыму, о работе энтузиастов, потративших в свое время ­много сил на сбор информации о традициях и правилах национальной борьбы, как в самом Крыму, так и в регионах проживания крымскотатарской диаспоры в Турции и Румынии.

В 2008 году в Крыму была создана Федерация национальной борьбы куреш, что способствовало бурному развитию этого вида спорта на полуострове в последующие годы. Однако, с течением времени, в этой деятельности наступил спад, и теперь ей нужно придать второе дыхание.
С. Ягъяев с сожалением отметил, что хотя большинство тренеров греко-римской борьбы, вольной борьбы, дзюдо на полуострове были представителями крымскотатарского народа, что позволяло рассчитывать на ­успех в деле развития борьбы куреш, но тем не менее­ многие так и не осознали должным образом целей и задач развития национального вида спорта.
Помимо куреша, крымскотатарские спортсмены-борцы осваивали и родственные ему виды спорта — киргизскую борьбу алыш, татаро-башкирскую борьбу кореш, узбекскую­ борьбу кураш, борьбу на поясах, популяризировавшуюся известным российским спорт­сменом, основателем Всемирной федерации борьбы на поясах Рифом Гайнановым. Крымскотатарские­ борцы участвовали и добивались успехов на международных соревнованиях по ­этим видам борьбы.
Однако это не подменяет собой задачу развития борьбы куреш. С. Ягъяев акцентировал внимание участников собрания на том, что должен быть сохранен национальный колорит борьбы. Одной из главных и первоочередных целей является разработка для борьбы куреш разрядной классификации, как в других видах спорта. Так, например, в Республике Татарстан существует звание мастера спорта по национальной борьбе. Крымскотатарской спортивной общественности необходимо добиваться введения­ подобного звания и в Крыму. Это позволило бы повысить статус борьбы куреш как вида спорта.
Особое внимание участники семинара уделили обсуждению правил судейства и ведения соревнований. В рамках мероприятия прошли и тренировочные занятия­, в ходе которых отрабатывались, в том числе, и навыки судейства.

Н. Бекиров рассказывает об истории борьбы куреш

Перед участниками семинара также выступил с лекцией кандидат философских наук, старший преподаватель Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Надир Бекиров. Он рассказал об истории возникновения­ и развития национальной борьбы куреш, корни которой уходят глубоко в прошлое, о ее отличиях от родственных видов борьбы у других тюркских народов.
Как отметил Н.Бекиров, отличительной чертой крымскотатарского куреша была подготовка воина к схватке в пешем строю, где надо было свалить противника. После падения Крымского ханства, на полуострове было запрещено свободное ношение оружия, такие виды воинского искусства, как фехтование и стрельба из лука, некогда популярные среди крымских татар, были ими в итоге утеряны, но традиции борьбы были сохранены в ­этих условиях. Запрет на ношение оружия стимулировал развитие рукопашных видов единоборств, направленных на самозащиту, и в других странах (бокс в Англии в XVIII веке, дзюдо в Японии­ после революции Мэйдзи в середине XIX века).
По мнению Н.Бекирова, куреш — это национальное­ достояние крымских татар, как сумо для японцев, которое нужно сохранить. Борьба должна развиваться и как система самозащиты. В то же время куреш по ­объективным причинам не может сегодня развиваться как международный вид спорта (для этого нужны колоссальные материальные­ ресурсы, направленные на популяризацию этого вида спорта в других странах), однако на международной арене борцы, занимающиеся национальной борьбой куреш, могут, немного усовершенствовав технику, выступать в рамках спортивной борьбы на поясах.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог