Несколько моих знакомых выразили на днях свои разочарования вступительной кампанией в крымских колледжах, связанные с большим конкурсом, массой льготников и трудностями поступления на бюджет. Родители недоумевали, когда услышали о варианте обучения на коммерческом отделении, стоимость которого составляла чуть ниже вузовского прейскуранта. В последние годы обучение в колледжах становится все более востребованным, и ситуация, когда в училище со школы отправляли для продолжения образования слабых учеников, по-видимому, окончательно канула в прошлое.
Осознание необходимости получения образования произошло давно. В советский период, при всем умении и мастерстве работника, отсутствие необходимого образования мешало карьерному росту. Крымским татарам образование и трудолюбие позволили в местах депортации восстановить свой экономический потенциал, стать собственниками индивидуальных жилых домов и, благодаря накопленному капиталу, возвращаться в Крым не с двумя чемоданами.
В свое время еще Исмаилом Гаспринским просвещение, накопление знаний было возведено в ранг национальной борьбы. Неслучайно культ образования, охвативший крымскотатарские семьи, стал фактором самоутверждения в многонациональном и не всегда дружелюбном обществе.
Гражданам при определении профессии гарантирован свободный выбор. Но в СССР в отношении крымских татар было далеко не так. Давно были известны ограничения на ряд специальностей при приеме в вузы страны. Сложившееся положение привело к тому, что в крымскотатарской среде образовался дефицит специалистов, а, следовательно, и пробелы в науке. Помню в начале 1990-х требования национального движения о выделении квот крымским татарам в вузы страны по определенным специальностям. Со временем, когда ограничения сошли, потребности в специализированных квотах просто отпали. Крымские татары самостоятельно заполняли открытые ниши.
Но жизнь на месте не стоит, выбор профессии тесно переплетен с ситуацией на рынке труда. Возможности получения доходов непосредственно влияют на профессиональный выбор. Например, нередки случаи, когда врачи, оставив профессию, работают косметологами. Самому нередко приходилось быть свидетелем, когда довольно известные деятели культуры, журналисты, нуждаясь в доходах, взяв в руки видеокамеру, вели съемку свадебных церемоний.
У нас рынок бьет по гуманитарным направлениям, об этом красочно говорят цифры. Для иллюстрации приведу отдельные данные по поступившим на бюджетные места в 2022 году студентам КИПУ имени Ф. Якубова.
Направление подготовки: психология – 7 крымских татар из 40 студентов; журналистика – 3 крымских татар из 25 студентов; история – 3 крымских татар из 25 студентов.
Иная ситуация складывается по другим направлениям подготовки.
Прикладная информатика в информационной сфере – 19 крымских татар из 40 студентов; автомобили и автомобильное хозяйство — 14 татар из 25 студентов; бухгалтерский учет, анализ и аудит – 10 крымских татар из 21 студента.
В советское время мы жаловались на ограничения при поступлении на исторический факультет, теперь, при открытых возможностях, мы сами себя ограничиваем. За последние 30 лет народ постепенно начал восполнять искусственно созданный пробел, успешно защищались кандидатские и докторские диссертации, заработала кафедра истории в КИПУ, но в последние годы популярность специальности, по-видимому, падает. С одной стороны — профессия историка больших доходов не приносит, с другой — она становится такой политизированной, что отпугивает даже состоявшихся специалистов.
Из сложившейся практики мы видим, что из выпускников курса только единицы желают и имеют возможности заниматься наукой. С таким низким процентом студентов-историков шансы у нашего народа противостоять на идеологическом фронте только уменьшаются.
Гуманитарный блок, особенно там, где изучается и разрабатывается идеология, продвигаются идеи, начал давать сбои, что требует самого пристального внимания со стороны крымскотатарского сообщества.
comments powered by HyperComments