Каждый раз, возвращаясь к теме общественно-политической активности крымских татар в Крыму, мы находим ее постепенный спад в сравнении с предыдущим периодом. Происходит он под воздействием внутренней и внешней политики государства и той законодательной базы, пополнение которой все больше регламентирует жизнь населения. Поощряется активность в заданном направлении, которое не всегда учитывает проблемы, возникающие в процессе жизни и всех тех обстоятельств, происходящих в обществе. Отсутствие внешних проявлений инициатив свидетельствует, что общество уходит в себя, где могут зреть различные настроения. После происходит всплеск активности, когда наверстывается упущенное.
Будучи убежденными в том, что работу останавливать нецелесообразно, а пренебрегать стремительно бегущим вперед временем нельзя, ведь смену поколений никто не в силах остановить, мы вновь и вновь будем заострять внимание на инициативах и открывающихся под их воздействием перспективах.
О политиках
После депортации в 1944 году, в местах ссылки вряд ли кто из крымских татар называл себя политиком. Были участники национального движения, хотя их деятельность сравнима с политической.
Формировалась партийная и государственная номенклатура (Сеитмемет Таиров — первый секретарь Джизакского обкома партии, Сервер Омеров — министр строительства Узбекистана и др.). Наличествовали депутаты ВС СССР и ВС УзССР, но чаще всего это были трудяги производств и хлопковых полей. В командно-административной системе они были микро-деталями, самостоятельную политику проводить не могли, но в рамках своих полномочий и возможностей отдельные вопросы, в том числе и частного характера, решали.
Ситуация изменилась после крушения советской системы, когда активисты национального движения, как, впрочем, и представители советской номенклатуры, получили возможность открыто заниматься политической деятельностью и входить во власть. С развитием гражданского общества в политические процессы все более вовлекалась молодежь, которая, имея уже определенные амбиции, претендовала на государственные должности и депутатские мандаты.
К сожалению, оглядываясь назад, можно констатировать, что среди крымскотатарских политиков и государственных чиновников не так много было теоретиков или просто друживших с ручкой деятелей, способных заглядывая вперед, излагать свои мысли. И чем дальше, положение только ухудшалось.
Теоретиком каждый быть не может. Помимо природных данных, человек должен постоянно совершенствоваться в храмах науки для пополнения знаний. Но ему для существования необходим материальный достаток, который зачастую не обеспечивается, и способный рождать мысль теоретик вынужден искать другую работу и заработок. Так, финансовые затруднения ограничивают развитие мысли, в то время как капитал активно рвется к власти и всякими путями обеспечивает себе такую возможность.
После 2014 года часть крымскотатарского политикума, принявшего российское правление, была вовлечена во власть, другая оказалась в оппозиции, нашлись и те, кто заявил о неприсоединении ни к одной из сторон. Политическая жизнь насыщена событиями, и не всем удается в ней удерживать свои позиции. Взгляды, подходы, интриги и, в конце концов, возложенные обязанности кого-то усиливают, кого-то выбивают из колеи. Нынешняя российская государственная система требует строгого подчинения, поэтому те или иные инициативы имеют определенные рамки, а выявленные просчеты часто не прощаются. Поэтому отстраненные от власти практически не могут войти в нее вновь.
На наших глазах происходила тасовка, замена лиц, заявлявших себя в крымскотатарском политикуме. Степень влияния на людей определялась занимаемой должностью и теми материальными ресурсами, которыми располагало лицо. Смещение с должности приводило к закату политической карьеры, ибо считающий себя политиком деятель, не имея теоретической базы, видения развития крымскотатарского народа, не проявляя публичности, никакой ценности для общества не представлял.
Сегодня мы видим в государственной политической обойме нескольких крымских татар, влияние которых распространяется не далее возглавляемых ими госструктур и связанных с ними учреждений.
Оппозиционные политики в Крыму, с постепенным ужесточением законодательства в стране, практически свернули свою открытую деятельность. Оказывать влияние на ситуацию в республике они уже не могут, а эскалация может всем дорого обойтись.
Наши общественники
В сложившейся ситуации от общественных деятелей и общественных организаций крымскотатарский народ получает огромную пользу. Проявляя активность, главным образом на ниве возрождения и развития культуры, они буквально оживляют жизнь народа. Имея более широкий диапазон действий, чем специализированные государственные учреждения, они заполняют открытые ниши общественной жизни, востребованные в обществе.
Установка памятников Номану Челебиджихану и Решиду Медиеву, проведение отдельных научных конференций и круглых столов, организация книжной ярмарки, фестивалей, всевозможных встреч с различными деятелями и многое другое — все это дело рук общественников.
Развитию третьего сектора способствовала возможность получения грантов на защищенные проекты. Наличие средств вело к командной работе с вовлечением широкого круга единомышленников. Но когда финансирование сокращалось, безусловно сужалась и деятельность.
Мы вынуждены констатировать, что сегодня работа третьего сектора заметно просела. Часто общественники работают в ущерб личным интересам, собственному благополучию. Только природный характер, выработанные принципы быть полезным обществу удерживают их в строю. Имеются печальные примеры, когда обрывается жизнь руководителя общественной организации, прекращает свое существование и сама организация. Получается, что взвалить на себя обязанности и продолжить работу уже некому. Все это приводит к неутешительным выводам.
Создание и развитие общественных организаций просто необходимо крымскотатарскому обществу, стремящемуся жить полноценной жизнью.
Духовенство
У них складывается все более-менее благополучно.
Установка на строительство в каждом поселке компактного проживания мечети, действующая еще со времен занятия земельных участков, привела к созданию мощного материального фундамента для духовенства. Религиозные обряды, связанные с рождением и смертью, заключением брака, наречением имени и др., дают возможность служителям культа не испытывать материальную нужду.
Духовное управление, если говорить обобщенно, получает всестороннюю поддержку от государства, но кульминацией явится открытие Соборной мечети в Симферополе. Таким объектом крымское духовенство не обладало даже во времена ханства. Его без преувеличения можно назвать дворцовым комплексом.
На фоне смены лиц в органах власти, муфтий аджи Эмирали Аблаев религиозно-политический долгожитель. Государство заинтересовано в сильном духовенстве, безоговорочно поддерживающем власть. Умма послушна духовным лидерам, которые, в свою очередь, являются опорой государства. Ожидается, что в российском политическом пространстве будет и дальше усиливаться роль духовенства, тем более что крымские татары все больше утрачивают светскость.
Те религиозные течения и их сторонники, которые не вписываются в установившуюся систему, признаны или далее будут признаваться экстремистскими и террористическими и нести ответственность по соответствующим статьям Уголовного кодекса.
Заключение
Все вышеизложенное основано на личных наблюдениях. На протяжении последних лет редакция неоднократно возвращалась к данной теме, находя подтверждение своим выводам в общественной практике. Мы и дальше будем изучать ситуацию, делясь соображениями с нашими уважаемыми читателями.
comments powered by HyperComments