Григорий Скворцов и Ава-Шерфе Мамедова вручают информационную справку о гибели узника концлагеря Решата Амзаева его внучатым племянницам
Джаферу Эннанову скоро исполнится 82 года. Несмотря на солидный возраст и проблемы со зрением, он очень бодрый и активный человек. Но сейчас он с волнением вглядывается в старую, потрепанную временем фотографию, с которой на него смотрит молодой улыбающийся человек в гимнастерке — его отец…
Отец и сын
Маленькому Джаферу было чуть больше года, когда ночью в дом его семьи нагрянули гитлеровцы и увели отца. Как потом рассказывала Джаферу мать, перед тем как отправиться в неизвестность, отец взял его, еще младенца, на руки и поцеловал напоследок. Больше увидеться отцу и сыну не было суждено.
Отец Джафера — Эннан Эреджепов — был уважаемым в селе человеком. Он одним из первых в Аджи-Булате (ныне село Угловое Бахчисарайского района) освоил профессию тракториста. Молодой, грамотный и инициативный работник быстро вырос до должности председателя колхоза. Поскольку Эннан Эреджепов из-за производственной травмы потерял два пальца на одной руке, то с началом Великой Отечественной войны его не мобилизовали в действующую армию. Но над Крымом уже нависла угроза оккупации, и отцу Джафера, как председателю колхоза и члену коммунистической партии, поручили помогать продовольствием формирующимся в крымских горах партизанским отрядам.
Джафер Эннанов с супругой Эмине
Оккупационные власти были безжалостны ко всем, кого подозревали в помощи и сочувствии движению сопротивления. Вместе с другими арестованными в селе людьми, Эннана Эреджепова отправили в концлагерь в совхозе «Красный» под Симферополем. По воспоминаниям матери Джафера, это случилось в конце февраля — начале марта 1942 года. Вскоре, оставив детей на попечении родных, она отправилась к лагерю, надеясь узнать хоть что-то о судьбе супруга. Ей удалось увидеть мужа и даже перекинуться с ним несколькими словами через колючую проволоку, пока охрана не увела заключенных в бараки. Но когда через несколько месяцев, летом 1942 года, она вновь смогла приехать к лагерю, то уже не смогла найти Эннана. От заключенного, знакомого с мужем, она услышала, что того увезли на машине на расстрел. В слезах она возвратилась домой. До самой своей смерти в 1995 году Ава Эннанова была уверена, что ее муж погиб в совхозе «Красный».
Эннан Эреджепов погиб в концлагере Дора-Миттельбау
После освобождения Крыма от оккупации, в мае 1944 года крымские татары были насильственно выселены в Среднюю Азию и на Урал. В пути умерла двухлетняя младшая сестра Джафера, родившаяся уже после смерти отца (всего в семье было шестеро детей). Условия жизни в местах спецпоселения были очень тяжелыми, люди массово умирали. Умер и дедушка Джафера. Чтобы сохранить жизнь мальчику, его отдали в детский дом, где он провел несколько лет.
Во взрослой жизни Джафер пошел по стопам отца, связав свою судьбу с работой на земле. Несколько десятилетий он трудился главным агрономом на различных сельскохозяйственных предприятиях Кубани, а затем в Крыму. Вернувшись в годы перестройки в родной Крым, где его первоначально нигде не хотели брать на работу, даже рядовым трактористом, Джафер-ага каждый год с матерью приезжал в совхоз «Красный», чтобы почтить память отца и прочитать молитву об упокоении его души.
Ожившие имена
Лишь в прошлом году, когда по инициативе международного проекта «Возвращение имени» в газете «Голос Крыма new» были опубликованы списки крымских татар-военнопленных, погибших в годы войны в лагерях смерти нацистской Германии и ее союзников, родные Эннана Эреджепова узнали, что на самом деле его отец был отправлен в Германию, где погиб в концлагере Дора-Миттельбау.
18 ноября в Крымском инженерно-педагогическом университете в присутствии студентов и преподавателей вуза, представителей общественности и государственных органов власти автор и руководитель международного военно-патриотического проекта «Возвращение имени» Григорий Скворцов торжественно вручил Джаферу Эннанову справку со сведениями о судьбе его отца.
Вряд ли можно найти слова, чтобы описать, как Джафер Эннанов был растроган тем, что спустя столько лет он смог узнать о судьбе своего отца, которая стала обретать зримые черты. Теперь, если не он сам, то его дети смогут в будущем положить цветы на братскую могилу, в которой покоится прах Эннана Эреджепова.
Григорий Скворцов, в свою очередь, рассказал участникам собрания, что приехал в Крым, чтобы успеть передать самым престарелым родственникам жертв нацизма сведения об их судьбе. Он отметил, что проект «Возвращение имени» является результатом работы многих людей — прежде всего курсантов Сухумского высшего общевойскового командного училища Министерства обороны Республики Абхазия. Именно они собрали и систематизировали из опубликованных в базе данных «Мемориал» Миноброны РФ документов большой массив информации о крымских татарах-узниках нацистских концлагерей.
В основном это военнопленные. Одним из них был и Решат Амзаев — уроженец села Шейхкой Зуйского района (ныне село Давыдово Симферопольского района). Когда началась война, ему было всего 17 лет. В конце октября 1941 года молодого человека призвали в ряды Красной армии. В этот момент оборона советских войск на севере Крыма была прорвана противником. Части Красной армии с боями прорывались к Севастополю и Керчи. Многие солдаты и офицеры не смогли избежать окружения.
Родные Решата так и не получили никаких известий о его судьбе. Уже в послевоенное время его мать Мойбе Решитова писала в различные инстанции в Москву письма с просьбами сообщить хоть что-нибудь о судьбе сына. Но не получала вразумительного ответа.
Благодаря информации, собранной в рамках проекта «Возвращение имени», стало известно, что Решат Амзаев погиб в немецком плену в августе 1944 года и был похоронен в районе польского города Тарнов. Как множество других советских воинов, он предпочел смерть сотрудничеству с врагом. Г.Скворцов вручил родным Решата справку со сведениями о месте и дате его смерти.
Трое из Ай-Сереза
В рамках своей поездки по Крыму Г.Скворцов побывал не только в Симферополе. Так, в Алупке Г.Скворцов посетил Изумруд Дибах, чтобы передать ей справку о судьбе ее отца — артиста довоенного крымскотатарского театра Якуба Дибаха (1907 г.р.). Во время войны Я.Дибах принимал участие в обороне Одессы, был взят там в плен. Находился в заключении в румынских лагерях для пленных — Будешти и Слобозия. Старший брат Якуба — молодой крымскотатарский писатель, известный как Мамут Дибаг, был участником обороны Севастополя, где и погиб в 1942 году. Он был одним из 12 крымскотатарских писателей, сложивших свои головы во время войны с фашизмом. Пал на фронте и младший брат Якуба — Амза.
Г. Скворцов (в центре) вручил семье Усеина Бальбека справки со сведениями об их погибших родственниках
19 ноября в селе Приветное (Джума-Эли) Кировского района руководитель проекта «Возвращение имени» встретился с Усеином Бальбеком и Мусфуре Акифе — родными уроженцев села Ай-Серез (ныне село Междуречье городского округа Судак) Мемета Бальбека, Ибрагима Боруева (1911 г.р.), Абкерима Бору (1910 г.р.). Они, а также житель села Отуз (ныне поселок Щебетовка городского округа Феодосия) Джемиль Абдулаев (1906 г.р.) были узниками румынских лагерей.
Студент кафедры истории КИПУ Селим Мустафаев рассказал родным погибших военнопленных о тяжелых условиях, в которых содержались узники концлагерей, о том, как им пришлось столкнуться с голодом и антисанитарией.
В свою очередь, Г. Скворцов отметил, что проект «Возвращение имени» начинался в Абхазии со сбора сведений об уроженцах этой республики, погибших в нацистском плену. После успеха в Абхазии было решено расширить проект и на другие регионы бывшего постсоветского пространства, в том числе и Крым. По словам Г.Скворцова, работая с документами крымских военнопленных, он стал замечать большое число крымских татар и понял, что их следует выделить в отдельный список. Судьба крымских татар, по его словам, была не менее трудной, чем судьба абхазов, переживших в 1990-е годы войну с Грузией и блокаду. Крымские татары в результате насильственного выселения из Крыма в 1944 году не имели никаких возможностей в вопросе увековечения памяти своих пропавших без вести родных. При этом, как подчеркивает Г.Скворцов, крайне важно сохранить духовные традиции народа и трепетное отношение к памяти предков, отдавших жизнь за родину.
В 1944—1945 годах, после освобождения стран Европы от нацизма, в распоряжении Красной армии оказался большой массив документов о судьбе советских граждан-узников концлагерей. Выжившие смогли вернутся на родину, но вот выяснению судьбы погибших и информированию о ней их родных, к сожалению, не уделялось достаточного внимания. Многие так и остались для своих родных пропавшими без вести. Теперь общественность пытается осуществить то, что должны были сделать военные комиссариаты еще 75 лет назад.
Проект «Возвращение имени» продолжается, и каждый желающий может ознакомиться со списками погибших военнопленных, опубликованных на страницах СМИ, сайтах учреждений культуры и, возможно, найти среди сотен имен и фамилий своих пропавших без вести во время войны родственников.