Мулла и его жена. Ливадия, 1919 г.
События последних месяцев в России, связанные с расстрелом людей в подмосковном «Крокус Сити Холле» и Дагестане, вызвали ужесточение внутренней политики, главным образом направленной на регулирование миграционных процессов и принятие новых мер против определенных религиозных течений. О борьбе с радикальными кругами говорят не только в высших эшелонах власти и среди силовиков, этому посвящают свои исследования и научные круги, с материалами которых можно ознакомиться в специализированных журналах.
В статьях повествуется о взаимодействии между правительствами в этом вопросе, изучается опыт различных стран, в том числе Китая, государств Центральной Азии, а недавно увидел свет материал аспиранта МГУ Ильи Ивлиева: «Индийская и российская модели борьбы с терроризмом и их значение для решения региональных проблем безопасности». Как отмечает автор, в результате терактов в Индии были убиты два премьер-министра, погибло много людей, поэтому, начиная с 1947 года, государство выстраивало собственную систему защиты.
В Индии террористом считается «любое лицо, которое с намерением внушить страх правительству, как это установлено законом, или посеять ужас в народе или какой-либо части народа, или оттолкнуть какую-либо часть народа, или отрицательно повлиять на гармонию между различными слоями народа, совершает любое действие или вещь путем использования бомб, динамита или других взрывчатых веществ, или легковоспламеняющихся веществ, или огнестрельного оружия, или другого смертоносного оружия, или ядов, или ядовитых газов, или других химических веществ, или любых других веществ (биологических или иных) опасного характера таким образом, чтобы вызвать, или что может привести к смерти или ранениям любого лица или групп лиц, повреждению или уничтожению имущества или нарушению любых поставок или услуг, необходимых для жизни сообщества».
Следует отметить, что в Индии применяется смертная казнь, которую считают сдерживающим фактором. Автор, анализируя силовые структуры России и Индии, предлагает «разработать специальные программы стажировки сотрудников российских контртеррористических ведомств в Индии для обмена опытом».
С проблемами террористических актов постоянно сталкиваются и страны Европы, куда устремляются потоки мигрантов из различных стран, поэтому существует большой риск, что государства западной демократии пересмотрят свою мягкую политику в отношении мигрантов и будут выдворять их в места прежнего проживания.
Демографические проблемы привели к тому, что экономика России не может обходиться без дополнительных рабочих рук. Вопрос решается за счет трудовых мигрантов, главным образом выходцев из Средней Азии. Но расстрел мирных людей и другие факты насилия привели к ограничениям для мигрантов в выборе профессий и ужесточению в отношении них законодательства.
В настоящее время на территории РФ развернулась кампания против ношения никаба. Официальные исламские деятели повсеместно стали поддерживать такую инициативу. Свое мнение озвучили и в Дагестане, где в шариатском решении муфтията Дагестана, подписанном группой докторов исламских наук, сказано следующее: «В наше время никаб стал предметом обсуждения и споров, и возникла новая реальность, в которой его ношение имеет обратный эффект. По этой причине никаб вызывает у большей части населения страх и опасения. Более того, сегодня никаб привлекает к девушке пристальное внимание и стал причиной усугубления напряженности в обществе», — говорится в тексте, опубликованном в Telegram-канале муфтията Дагестана.
Свое отношение выразили и в Духовном управлении мусульман Крыма и г. Севастополя: «Никаб действительно является элементом женской одежды, однако он не является обязательным для ношения, в отличие от хиджаба. Во времена Пророка (с.а.с), женщины носили никаб по личным предпочтениям.
Мы не видим никаких ясных и четких указаний, о необходимости ношения никаба, ни в аятах, ни в хадисах. Это все обусловлено лишь климатическими условиями, традициями народов, возможно опасностями, которым может подвергаться женщина, и так далее. А вот хиджаб — обязательный элемент одежды женщины в исламе. Это четко регламентировано 31 аятом 24 суры Корана «Свет». Ношение платка, который закрывает шею, плечи и вырез груди, обязателен для совершеннолетней мусульманки», — заявил заместитель муфтия Айдер Исмаилов.
Как сообщают СМИ, в Госдуму уже внесен законопроект о запрете ношения скрывающей лицо одежды — никаба. Предполагается, что правило будет действовать в общественных местах, государственных организациях и образовательных учреждениях. Законопроект предполагает внесение статьи в Кодекс об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф от 10 до 15 тысяч рублей. Размер штрафа при повторном нарушении, согласно тексту документа, составит от 15 до 30 тысяч рублей.
Противоположная тенденция наблюдалась еще в 2021 году в Афганистане, где новые власти потребовали от жительниц Афганистана, которые обучаются в вузах, ходить на занятия в никабе.
В свою очередь, ряд стран Европы законодательно оформили запрет на никаб, указав, что он «символизирует притеснение женщин, фундаментализм и политизированный ислам». В этом вопросе немаловажное значение имеет и позиция силовиков, опасающихся, что под никабом могут скрываться мужчины, а женщины могут проносить запрещенные предметы.
Как бы то ни было, но мировая тенденция такова, что государства, входящие в различные политические блоки, даже находясь друг с другом в противостоянии, имеют общую позицию в защите «своих культурных ценностей» и будут, по-видимому, даже сообща противодействовать возникающим, по их оценкам, угрозам.