Дюрбе в Бахчисарае
Улькер СЕИТБЕКИРОВА
18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест, или День всемирного наследия, установленный в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданного при ЮНЕСКО.
Вопрос охраны объектов культурного наследия регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Давая определение объектам культурного наследия, законодатель выносит такой признак, как «являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».
Как известно, Крым повидал множество народов, приходящих на полуостров, сформировавшихся здесь, застал расцвет и упадок их государств. И, конечно, каждый народ оставил после себя памятники истории и культуры, которые могут передать нам хоть какие-то сведения об уровне их развития, о традициях и быте.
Караимское кладбище «Балта-Тиймез»
А хорошо ли мы знаем свой родной край и его богатую историю? Однозначно и объективно ответить сложно, так как я могу давать оценку только с точки зрения своего опыта и опыта своего окружения.
В последние годы заметна тенденция на увеличение числа увлеченных историей Крыма, на поиски сохранившихся, но малоизвестных достопримечательностей, на стремление понять происхождение местных топонимов, на треккинг (длительное пешее путешествие с ночевками в палатках) и хайкинг (недолгое пешее путешествие). И если среди наших соседей такой вид «отдыха» практикуется давно, то в среде крымских татар сегодня это можно назвать тенденцией.
Развалины Куршум-Джами, г. Старый Крым
Одной из форм получения краеведческой информации являются социальные сети. Среди незапрещенных площадок выделю две, на мой взгляд, наиболее популярные – «Telegram» и «ВКонтакте». Здесь можно найти множество каналов и сообществ, в которых местные энтузиасты размещают свои находки. На примере ТГ-канала «Qırım Toponimikası», публикующем небольшие заметки про значение некоторых топонимов, про сохранившиеся объекты культурно-исторического наследия крымских татар, про пейзажные маршруты и горные вершины, приведу следующие данные:
— канал был создан 22 августа 2020 года, автор канала вел его с переменной активностью, делая перерывы для поиска творческого вдохновения и мотивации;
— 22 августа 2022 года у канала было 365 подписчиков;
— 13 апреля 2025 года у канала насчитывается 1765 читателей.
Это свидетельствует о том, что количество заинтересованных историей родного края растет. Среди подписчиков можно встретить и крымских гидов и экскурсоводов, имеющих свою аудиторию, и просто любителей почитать. Возрастная категория также варьируется от лиц школьного возраста (в большей степени это старшие классы) до представителей пожилого поколения. Конечно, основную часть читателей составляет молодежь – от 16 до 35-40 лет (данные приведены с учетом того, что часть аккаунтов носит анонимный характер). Аналогичную динамику можно наблюдать и у других ТГ-каналов смежной направленности.
Также хочется отметить тенденцию на возрастание интереса к нашей истории со стороны не крымских татар. Если экскурсии по Хансараю, в которых так или иначе рассказывают про крымских татар, проводятся давно, то совсем недавно ялтинские гиды стали водить гостей города по улочкам старого Дерекоя, показывая экскурсантам историю этой большой крымскотатарской деревни, ставшей частью Ялты.
Дом в Арпате
Интерес к истории появляется и у нашего юного поколения. Лично знаю нескольких молодых ребят – учеников школы и студентов колледжа, которые занимаются поисками объектов культурно-исторического наследия, сопоставляя данные различных отчетов водных изысканий, записок путешественников, старых фотоснимков и т.д. с сохранившимися объектами на местности.
Отдельное место занимает вопрос крымской топонимии, которая на сегодняшний день мало изучена. Главная проблема – отсутствие грамотных специалистов, владеющих сразу несколькими языками (не только тюркскими, но и, например, румейским, генуэзским), обладающих системными знаниями по истории, имеющих желание и возможность выезжать «на места» к старожилам и к самим объектам природы. Часто, чтобы понять значение топонима, достаточно взглянуть на сам объект. И сегодня, и десятилетия тому назад изучением топонимии занимались врачи, учителя и другие инициативные люди. По крайней мере, именно их деятельность была и есть на виду. Это, конечно, никем не финансировалось. А вот активной деятельности со стороны академического мира, в первую очередь крымскотатарского, незаметно.
На основании собиравшихся годами у старожилов сведений Игорем Белянским, Османом Эбасановым и другими сегодняшние исследователи проводят анализ этимологии исторических названий гор, сел, рек, озер и т.д. Немалую работу по сбору диалектной информации от довоенных уроженцев крымских сел и городов проделал Гирей Баиров, и продолжают ее сегодня Рефат Иззетов и Энвер Меджидов в рамках проекта «Bilgi qavesi». Полученные таким образом сведения помогают установить закономерности в происхождении топонимов, где-то удается прийти к единой из нескольких возможных версии. И если определять значение топонимов крымскотатарского (тюркского) происхождения иногда бывает затруднительно, то значение таких топонимов, как Настра-кешме, Лимена, Мангана, Корбекуль и т.д., куда сложнее. В литературе встречаются разные версии, гипотезы, но многие из них часто представляют собой, скорее, легенду.
Вернемся к памятникам истории и культуры. Как уже было сказано, на территории Крыма проживало немало народов, следы материальной культуры которых можно найти во время прогулок по полуострову. Так, в селе Бия-Сала (Верхоречье, Бахчисарайский р-н) сохранилось средневековое кладбище XIV-XVIII вв.; таврские ящики, встречающиеся по Крыму, например в Массандре или в Алимовой балке; памятники золотоордынского периода в Старом Крыму – мечеть Узбек-хана, медресе Инджибек-хатун; восстановленный греческий храм в селе Лаки Бахчисарайского района; караимское кладбище «Балта-Тиймез»; уцелевшая мечеть периода Крымского ханства в деревне Шума (с. Верхняя Кутузовка); многочисленные чешме/кешме в селах Южного берега Крыма.
И этот список можно долго перечислять. Но лишь их малая часть имеет статус объекта культурного наследия регионального либо местного значения и, соответственно, находится под охраной государства. В свою очередь, правовая охрана предполагает выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, а также предотвращение их разрушения и причинения им вреда (путем ограничения капитального строительства, проведения земляных, строительных и иных работ на территории таких объектов и т.д.). Но не всегда такая охрана себя полностью оправдывает. В Алуште сохранился фонтан Хаджи Рамазана Небиева XIX века. Трудно сказать, что памятник находится в удовлетворительном состоянии. Табличка с информацией о статусе объекта на март 2023 года была изрисована и со вмятиной посередине. Зимой 2025 года, когда я снова оказалась возле фонтана, табличку уже заменили. В аналогичном состоянии находится Буюк-Ламбат-Джамиси.
И, тем не менее, правовая охрана важна и необходима. Выявлением потенциальных объектов культурного наследия занимаются соответствующие государственные органы. Однако и физические и юридические лица могут инициировать рассмотрение вопроса об отнесении какого-либо памятника к объектам культурного наследия. В качестве примера приведем работу Александра Аникина, автора книги «Крымские азизы». На его счету неоднократные обращения в Министерство культуры Республики Крым по вопросу включения объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Республики Крым. И хоть количество одобренных заявлений не так велико, начало работе положено.
Еще одним важным аспектом в сохранении объектов культурного наследия являются своды памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар, издаваемые Крымским научным центром Института Истории им. Ш. Марджани АН РТ и другими структурами. Такие своды систематизируют сохранившиеся и несохранившиеся объекты материальной культуры по регионам Крыма. Краткая историческая справка помогает сформировать представление о памятниках, а фотографии и картины воссоздают их образы. К примерам таких памятников можно отнести фонтаны – «чешме»/ «кешме», мечети, здания татарских школ, дома, представляющие собой образец характерной для того или иного региона архитектуры, кладбища, бани и т.д.
Сохранение и поддержание надлежащего состояния объектов культурного наследия требует финансовых затрат, однако публично-правовые образования не всегда отдают приоритет этой статье расходов. А если задуматься, то и здесь можно найти утилитарный характер. На днях мой друг вернулся из Стамбула и делился впечатлениями, подкрепляя свой рассказ фотографиями. Среди мечетей, фонтанов, акведуков и прочего мое внимание привлек огромный скрученный бронзовый шест, торчащий из земли. Территория вокруг этого объекта огорожена. Это «Змеиная колонна» на площади Султанахмет, которая когда-то венчалась тремя змеиными головами. Сегодня голов на месте нет, однако колонна продолжает стоять и привлекать внимание туристов. И, со слов моего друга, такое уважительное отношение проявляется к любым объектам, имеющим хоть малейшую историческую ценность. Это необходимо, поскольку именно исторический контекст привлекает туристов и, соответственно, доходы. Если бы в Крыму пересмотрели свое отношение к этно-туризму, думаю, архитектурный вид городов и сел сочетался бы куда гармоничнее с природным ландшафтом.
Вернемся к любимому Южному берегу Крыма, где раньше улицы проходили на уровне крыш старых крымскотатарских домов, благодаря чему из любой точки населенного пункта можно было любоваться морским и горным пейзажем. А современные здания совершенно игнорируют этот фактор, закрывая собой весь обзор, и, кроме того, не имеют единого архитектурного стиля.
На сегодняшний день, мне кажется, интерес к истории Крыма и крымских татар растет. Большую роль в этом играют социальные сети, где с помощью красивых картинок можно привлекать внимание людей, а затем подогревать их интерес нетипичными объектами культурного наследия и небанальными фактами о них. Быстрый доступ к информации упрощает процесс ее получения – куда легче зайти в ТГ-канал, чем пролистать целую книгу. Впереди ожидается научно-практическая конференция, проводимая Крымским филиалом Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, принять участие в которой смогут и молодые краеведы. Цель конференции – обмен опытом между учеными и начинающими исследователями. Именно такие мероприятия, на мой взгляд, способствуют большей мотивации, более качественной проработке информации и, наконец, публикации первых результатов работы. Все это должно составлять систему воспитания молодых эрудированных людей, знающих свою историю и историю своей Родины.
comments powered by HyperComments