Наш читатель держит в руках последний в 2022 году, 52-й номер газеты «Голос Крыма new». Год выпал тяжелый, с огромными вызовами, которые крымскотатарскому обществу предстояло преодолевать.
Проблемы не ушли, судя по ситуации, их будет больше, поэтому сидеть сложа руки нам просто непозволительно.
Непрекращающийся процесс борьбы за достойную жизнь выводит на передний план животрепещущие вопросы, которые необходимо вовремя заметить, проанализировать и понять.
На протяжении года на страницах «ГК» читатели имели возможность знакомиться с различными темами, и о некоторых хотелось бы напомнить.
«Мой дом – моя крепость»
Крымскотатарскому обществу стоит серьезно озаботиться перспективой развития мест компактного проживания – это приоритетное направление нашей совместной деятельности.
Строительство дома у большинства заняло 20—30 лет, а у кого-то и более. Да, государство осуществило электрификацию поселков, проложило водопровод, если состоялась газификация, то во многом благодаря частным вкладам жителей, канализации практически нигде нет, преобладают дороги с щебеночным покрытием.
О масштабном строительстве школ, детских садов приходится только мечтать, хотя отдельные поселки уже обзавелись таким счастьем.
Но в то же время в прессе и социальных сетях в последние годы были озвучены факты раздачи зарезервированных под соцкультбыт земель в вышеозначенных поселениях всевозможным частникам для личного, а не общественного использования. Таким негативным явлениям местному сообществу необходимо противостоять.
«Вечный зов»
Народу, исходя из исторического опыта, следует все основательнее укореняться на своей этнической территории. Он — «вечный зов» — это зов Родины!
При геополитических конфликтах на евразийском континенте судьба не баловала крымских татар. Нередко они становились заложниками ситуации с трагическими последствиями, находившими выражение в эмиграционных волнах.
За этими обыденными словами кроется трагическая судьба сотен тысяч людей. Бросить насиженные места, трудом и потом нажитое добро, стоило огромных потрясений и преждевременных смертей. Раны эмигранта кровоточат всю жизнь, и только смена поколений постепенно стирает былую боль.
Жизнь диктует свои условия, обстоятельства вынуждают определенные категории людей перемещаться, здесь каждый сам архитектор своей судьбы. Но те, кто проживают в Крыму, они на особом положении с исключительной миссией сохранения этнического ядра народа, а те, кто выезжает, пусть не стремится расставаться с недвижимостью, чтобы было куда возвращаться.
Наша борьба – жить в Крыму. Родина ждет своих сыновей и дочерей, тех, кто ее по каким-то причинам покинул.
Общенародное достояние пусть будет еще ближе к народу
Несметными богатствами обладает человеческая история: «годы, люди, судьбы» — кто только не пришел и не покинул этот мир. С появлением письменности появилась возможность фиксировать события, и те народы, которые озаботились своей историей, памятью о людях, оставивших заметный след в жизни общества, сегодня они обладают ценнейшими сведениями, подчеркивающими их величие. Осознание необходимости описания бытия правителей, государственной политики, победоносных походов явилось интеллектуальным капиталом общенародного достояния.
Государство свою жизнеспособность обеспечивает, в том числе, и с помощью официальной идеологии. Она определяет как праздничные дни, так и траурные даты, регулирует общественное сознание. Через публичные мероприятия режим мобилизует и направляет массы. В последнее время мы столкнулись с практикой не только определения памятных дат, но и введения уголовной ответственности за их отрицание. Весь комплекс идеологической работы формирует мировоззрение гражданина, направляя его деятельность на укрепление государственных устоев. Наряду с этим существует и народная память, которая хранит имена своих героев.
У крымских татар не так много административных, финансовых рычагов и информационных ресурсов, чтобы масштабно готовить и проводить национальные мероприятия, поэтому игнорирование памятных дат для нас непозволительно.
Сохраним нашу историческую родину
Памятники истории – гордость создавшего и сохранившего их народа, его величие и вклад в общемировую сокровищницу. Пережившие разные эпохи сооружения становятся символами человеческой мысли и труда, являются основой для дальнейшего созидания и реализации новых грандиозных проектов.
Нам, крымским татарам, как части мирового сообщества, необходимо активнее использовать «даты» в целях отстаивания своих интересов, тем более поводов для этого предостаточно. Разве мы не дорожим своей историей и культурой, не ценим прошлого, не изучаем его?
В памятниках заложены пласты исторической памяти, поэтому их уничтожение равносильно уничтожению самих носителей культуры. Неслучайно с выселением крымских татар на вечное поселение вдали от Крыма, на полуострове не церемонились с их материальной культурой. Выложенные ступеньки из надмогильных плит во дворах жилых домов являют собой доказательство целей проводимой тогда зачистки.
Учитывая фактор нестабильного региона за последние 300 лет, культурно-историческое наследие Крыма сильно пострадало. Многие памятники были стерты с лица земли. Крымскотатарская интеллигенция, после массового возвращения народа в Крым, прилагала огромные усилия по сохранению оставшегося культурного наследия. И, естественно, когда дело касается крымских древностей, халатного, непрофессионального отношения к ним, крымскотатарская общественность проявляет бурную реакцию. Мы могли это наблюдать на примере реставрации ханского дворца в Бахчисарае.
Нет травле памяти народа
Память жива. Поколения за поколением крымских татар помнят дату насильственного выселения 18 мая 1944 года. Время не стирает боль и трагедию народа. Что чувствовали те, у кого убили их мир, формировавшийся веками, — крымский мир со своими нормами поведения, взаимоотношениями между людьми и, конечно, с природой? А разве могли забыть трагедию новые поколения крымских татар, родившиеся в ссылке, которым не давали возможности вернуться на родину. Хотя время отдаляет от тех трагических событий, несмотря на смену поколений, память народа ничего не забыла и очень восприимчива к поползновениям закрепить итоги репрессий.
Народам, прошедшим через ад, свойственно такое поведение.
Жизнь требует применения практик внесения изменений в законодательство об ужесточении ответственности, вплоть до лишения свободы, за оправдание репрессий против народов, подвергшихся насильственному выселению со своих этнических территорий.
Со стороны нам раздают советы забыть трагический день 18 мая 1944 года. Советчикам «исторический факт депортации» видится как этнический символ, который в процессе политизации становится политическим, мобилизуя крымских татар на борьбу.
Безусловно, с попытками уничтожить историческую память крымским татарам приходится сталкиваться не впервой. Заталкивая наш народ в вагоны, ему приказывали забыть, кто он есть. Правящий режим пытался десятилетиями вытравить наше самоназвание, запрещая именоваться крымскими татарами.
Практика нашей жизни демонстрирует полный провал попыток укоренения крымских татар в местах ссылки. В течение нескольких десятилетий крымские татары жили в условиях, когда упоминания ими о Крыме или желание туда возвратиться карались законом. Но разве это имело воздействие на семьи, где тема отнятой родины не сходила с уст? При всей оголтелой массированной пропаганде, уголовной наказуемости, любящие родители, бабушки и дедушки постоянно рассказывали детям и внукам об отчем доме, погибших родственниках, вопиющей несправедливости, постигшей каждую семью. Государственная пропаганда даже близко не могла противостоять семейным установкам, слову близких родных, а для новых поколений Крым был не просто мечтой, а целью жизни и борьбы.
Историческая память – есть святыня, покушение на нее – равносильно выступлению против человечности. Народную память можно пытаться притупить, но искоренить можно только убийством самого народа.
О нашей этнополитической мобилизации
На протяжении многих десятилетий мы можем наблюдать высокий уровень этнополитической мобилизации крымских татар. Этот глубинный процесс происходил постоянно, мог принимать скрытую форму и вновь вырываться наружу при благоприятных условиях.
Внешние вызовы рождали реакцию крымских татар, способствовали их сплочению, сподвигали к активному образу жизни.
При своей малочисленности, крымские татары представляют субъект политики, играющий в Крыму немаловажную роль.
Для поддержания данного статуса необходимы постоянные инициативы, кропотливая работа и достижения в тех или иных вопросах.
Политическая школа у крымских татар требует возобновления нормальной работы
Никто политическую пандемию не объявлял, чтобы руководители сторонились общения с народом. Став кабинетным политиком, можно пробыть свой срок, решать отдельные задачи, но завоевать любовь и доверие народа практически невозможно. Попытки искусственно определить лидеров народа имеют провальный результат, покуда сами обозначенные политики не стремятся быть таковыми и не предпринимают к этому никаких шагов.
Я уже не раз заострял внимание, что наши нынешние политики и высокопоставленные чиновники совершенно не дружат с ручкой. Никакой аналитики и ясности. Обладая делегированной им властью, имея в наличии базу данных, владея цифрами выделенных и освоенных средств, никто не спешит делиться своими соображениями с общественностью.
В последние годы на общественно-политическом горизонте обозначились новые лица. Процесс появления молодых крымскотатарских деятелей естественен. Но где их мысли? Кто способен зажечь и повести за собой большие группы людей? Назначенцы сверху – винтики системы, держатся, пока их не выкрутят.
Политическая школа крымских татар требует возобновления нормальной работы, которая и будет давать ожидаемые результаты.
Среди них царит дух партнерства и взаимного уважения
Крымские татары относят себя к коренному народу Крыма.
Этносы имеют место своего рождения, на протяжении веков или тысячелетий они формируют свой уклад жизни, язык, культуру, способы хозяйствования.
Здесь, в Крыму, на протяжении 30 лет мы сталкивались с оспариванием нашего статуса как коренного народа Крыма. Главное, что мы себя сами таковыми ощущаем, а братское международное сообщество коренных народов давно уже приняло нас в свои ряды.
В настоящее время народы и государства продолжают объединяться вокруг Декларации ООН о правах коренных народов, что вселяет в нас дух партнерства и взаимного уважения.
Живем, руководствуясь идеями
Перед крымскотатарским обществом, у которого сегодня практически нет авторитетов, стоит давно озвученная задача самосохранения. Народ, вплоть до сегодняшнего дня, все делал правильно, стремясь к жизни и развитию.
Авторитеты рождались в недрах народа, они могли быть официально признанными или, наоборот, гонимыми, но то высокое доверие людей они зарабатывали служа исключительно интересам народа.
Попытки навязать лидеров сверху успехов практически не имели, их влияние было довольно ограниченным в пространстве и времени.
Сегодня крымскотатарский народ живет без указаний «больших авторитетов», но руководствуется идеями. Ему близки проекты, которые он по мере возможностей поддерживает.
Может кого-то и устраивает сложившаяся ситуация, но она не вечна. Согласно законам общественного развития, лидеры должны появиться. Другое дело — в чем себя они проявят: посеют зло или добро?