Курс валют USD 0 EUR 0

Изучение родного языка через внеурочную деятельность

Комментариев: 0
Просмотров: 1 672

Алие МУСАЕВА

 

Самая большая ценность народа — язык, родная речь. Язык народа — это его культура и история. Народ не может существовать без языка, язык объединяет людей. Как только возникает угроза родному языку, реальной становится и угроза существованию народа.

На каком бы языке не говорил человек, родной язык всегда останется родным. Родную речь мы слышим с самого рождения, постепенно начинаем воспринимать, понимать и даже говорить. Но уже достигая 6-8-летнего возраста, дети, поддаваясь социуму, перестают общаться на родном языке.

Целью обучения родному языку является формирование национально сознательной, духовно богатой личности, обладающей умениями и навыками свободно, целесообразно пользоваться средствами родного языка, сознательно стремиться к его изучению.

Во многих начальных школах с русским языком обучения изучение крымскотатарского (родного) языка осуществляется через внеурочную деятельность, которая, согласно ФГОСу (Федеральный государственный образовательный стандарт), является  составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общекультурное; общеинтеллектуальное.

Изучение языка по общеинтелектуальному направлению позволяет получить первоначальные  представление о языке. В объеме содержания курса — находить, характеризовать, сравнивать, формировать позитивное эмоционально-ценностное и духовно-нравственное отношение к крымскотатарскому языку и культуре. Здесь предполагаются такие виды деятельности, как  познавательная, художественная, игровая.  Особое внимание следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

На протяжении учебного года учащиеся знакомятся с особенностями крымскотатарского алфавита, звуков, речевым этикетом, названиями гор, рек, растений, животных, памятников культуры Крыма. Также учащиеся имеют возможность ознакомиться с национальными праздниками, одеждой, кухней, ремеслами, украшениями крымскотатарского народа. Не остается без внимания и изучения фольклора (чтение и анализ сказок, легенд, пословиц и поговорок и др.)

Воспитательные возможности крымскотатарского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Для этого используется проведение различных  игр, бесед.

Сложность изучения языка в том, что внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Здесь мы не можем оценивать учащихся, больше времени уделять грамматике, литературе. Сегодня мы, учителя, владеем достаточным количеством методического обеспечения. Для начальной школы издаются журналы, книги, много  наглядных пособий, но  недостаточное количество часов (34 ч./год: 1 ч./неделю)  усложняет процесс обучения языку.

Хотя практика и показывает, что использование игровых технологий и выбора нестандартных форм и методов проведения занятий мотивируют  и активируют учащихся к изучению родного языка, нельзя забывать и о том, что родной язык должен изучаться в первую очередь в семье.  У  нас есть свой образ, традиции, культура, история. Так давайте же стремиться не терять  это! Темелимиз — тилимиз.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог