К 100-летию художника
В этом году – столетие живописца и графика Османа Чубарова и 20-я годовщина его смерти.
Восхищающая взоры природа южнобережья подарила коренному народу Крыма талантливого художника, сумевшего запечатлеть на холстах родной Гурзуф, берег моря, чарующие восходы и закаты…
Гурзуф – это место силы, истоки, питающие род Чубаровых. Поэтому-то воображение мальчика, чье детство прошло в отчем доме в живописном уголке Крыма, создавало красками, звуками и штрихами удивительно душевную гармонию. Но… Семья Эреджепа и Фатмы Чубаровых с тремя детьми в 1930-е годы подверглась раскулачиванию и оказалась в Тамбовской губернии. Здесь маленький Осман брал уроки скрипки у талантливого скрипача и любил вырезать из журналов и книг рисунки, выполненные карандашом или пером, и подолгу любоваться ими.
В 1935 году отец – Эреджеп-ага Чубаров, спасая семью от безысходного выживания в суровых условиях, решился перевезти ее в Дагестан. И не зря! Его приняли на предприятие «Дагвино», где мастерство винодела и прекрасные качества хозяйственника были оценены по достоинству. Спустя четыре года Чубаровы перебрались в Грозный. Осман поступил в Грозненское музыкальное училище по классу скрипки, но учебу прервала война. Из грозненского военно-пехотного училища в 1942 году по тревоге был отправлен на фронт. Ранение в тяжелых боях под Сталинградом чуть было не лишило его ноги. Но еще долгие годы, до самой смерти в 2003 году, Османа Чубарова беспокоили осколки, раны и повторные операции.
Музыкальное образование удалось получить лишь в 1949 году, вернувшись в Грозный. Некоторое время он играл в симфоническом оркестре, джазовом оркестре Олега Лундстрема и оркестре Иосифа Стельмана в Ростове, который в послевоенные годы негласно считался столицей советского джаза. Музыка и живопись, смычок и кисти, карандаш и перо помогали творческой личности создавать гармонию в душе. В мастерской в Грозном на видном месте всегда висела его скрипка. Она страдала и плакала, когда на бумагу или холст просились самые острые чувства. Когда нерв накалялся и порой рвался как натянутая струна…
Художник пережил еще одну войну, чеченскую… Делал наброски («почеркушки»), рискуя жизнью на обезображенных войной улицах Чечни. Черно-белая серия работ «Война в Чечне. Трагедия народа. 1995 год» острыми штрихами и линиями пронизывает состраданием и болью.
В одном из своих интервью нашей газете художник с горечью отмечал причуды судьбы. «Ведь это отец когда-то в годы своей юности мечтал стать художником и мальчишкой носил этюдники художника Мешкова, отдыхавшего с семьей в Гурзуфе. И они уговаривали моего отца, проявлявшего способности к рисованию, ехать учиться в Москву».
Но отец стал виноделом, а его сын – художником, написавшим брега родного Гурзуфа, хотя большая часть его жизни прошла вдали от отчих мест: в Грозном, Ростове, Ленинграде, Ташкенте, Бекабаде. И, наверняка, не случайно сыну винодела довелось художественно оформлять этикетки и упаковочные коробки кавказских вин: «Дагвино», «Кубаньвино», «Грозвино»…
В 1955 году Осман Чубаров окончил Ростовское художественное училище. Работал в мастерской офорта под руководством известного художника Александра Мытникова. В 1960-е годы он направил свои акварели в Ленинградский институт живописи и архитектуры им. И.Репина и три года проучился в мастерской народного художника РСФСР Евсея Моисеенко. Осман Чубаров освоил техники офорта и литографии и на Всесоюзной выставке представил работы из серии «Рыбаки Каспия», «Берег моря». Разработанные им эскизы этикеток и подарочных упаковок для различной продукции были удостоены дипломов и золотой медали на конкурсах изделий промышленной графики.
Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР, член Союза художников СССР Осман Чубаров – участник республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок. И на родине в Крыму к 90-летию со дня рождения художника искусствоведом Эльмирой Черкезовой была организована выставка «Возвращение издалека», на которой экспонировались более сорока произведений живописи и графики.
Гурзуф. Берег моря
В 2019 году в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия прошла выставка «Осман Чубаров. Грани творчества», где вниманию зрителей были представлены живописные произведения, серии графических работ, промышленная графика и фотографии из семейного архива художника. По словам Эльмиры Черкезовой, многие работы крымского художника хранятся в фондах музеев России, Украины и в частных коллекциях. Она тесно общалась с Османом Чубаровым в период, когда он жил в Бекабаде, видела, какие теплые отношения были у него с сестрой Зейшан, которая проявляла к нему внимание и заботу. Это были настоящие южнобережцы с характерными манерами поведения, общались всегда на своем диалекте, подшучивали и подтрунивали друг над другом. При этом во всем их облике и поступках прослеживалась аристократичность. Эльмира-ханум, занимаясь исследованием творчества крымских художников, обратилась с письмом в музей в г.Грозный с просьбой изыскать возможность вернуть картины Османа Чубарова на родину или хотя бы представить перечень имеющихся у них его работ. Однако мы по сей день не располагаем полными сведениями о его творчестве. По ее мнению, особую ценность составляют офорты художника, выполненные на высоком профессиональном уровне, а это довольно сложная техника.
Вернулся в Крым художник Осман Чубаров в конце 1990-х, он ходил с тростью, прихрамывая, сказывались последствия фронтового ранения и с десяток операций. Бывал и в Крымскотатарской галерее, что располагалась на улице Самокиша. Скончался на родине в марте 2003 года на 80 году жизни.
«Его творчество стало духовным и материальным наследием народа. Будет ли оно достойным образом исследовано и сохранено в дальнейшем – это вопрос времени и ответственности чиновников и общественности», – отмечает искусствовед Э. Черкезова.