Надир БЕКИРОВ, кандидат философских наук
Сейдамет ЯГЬЯЕВ, директор Спортивной школы №1 им. Амет-Хана Султана, г. Симферополь
(Окончание. Начало в №21)
Для жителей полуострова в додепортационный период куреш являлся своего рода инструментом в деле воспитания подрастающего поколения.
Можно утверждать, что главные составляющие этикета межличностного общения у крымских татар — вежливость и доброжелательность. Умение сдерживать свой гнев и не реагировать на что бы то ни было в грубой и жесткой форме – еще одна благодетель, которая предупреждает конфликты.
Интересным образом феномен куреша был связан с регулированием межпоколенческих отношений в крымскотатарском обществе.
В представлении крымских татар старики олицетворяют собой житейскую мудрость, являются главными хранителями опыта веков и норм народного этикета. Старшим по возрасту обязательно уступают место, встают, когда они входят или выходят из помещения, а рекомендуется сидеть прямо и слушать, не вмешиваясь в разговор.
Просьбы старших по возрасту выполняются без лишних обсуждений и тем более пререканий. В отношениях с пожилыми людьми не принято выражать свое недовольство, смотреть на них исподлобья, хмурить брови. Нет большей бестактности, чем делать замечания старикам или идти против их воли. Все эти качества берутся за основу и закрепляются у тех, кто начинал заниматься курешем. Все, кто хоть как-то был причастен к курешу (занимался, судил, был зрителем и т.д.), строго следовал его правилам, традициям. Вокруг куреша формировались и складывались взгляды, отношения, выметалось все нехорошее, антисоциальное. Коллективно обговаривались условия занятий, правила проведения состязаний, этикет поведения занимающегося на состязаниях и в обществе. Во время организации и проведения состязаний с согласия всей деревни или города из числа пожилых, понимавших и прошедших школу куреш, выбирали «куреш агъалары» — своего рода жюри. Членами «куреш агъалары» назначался арбитр и «кушакъ багълавджи» (судья по подвязыванию пояса борцов). Команды, подаваемые арбитром, выполнялись беспрекословно. Арбитры и «куреш агъалары» пользовались уважением и были почитаемы не только во время состязаний. Во время состязаний не только борцы, участники состязаний, но и все, кто пришел на праздник, вели себя достойно, дух куреша овладевал округой. Даже зрители свои взаимоотношения во время подобных мероприятий выстраивали по нормам и правилам поведения боровшихся на майдане. Если кто-то делал замечания по какому-либо поводу, пусть даже самые жесткие, то их делали корректно, не унижая достоинства человека. В таких случаях использовали специальные слова и выражения, упреждающие возможную обиду другой стороны. Это – «багъышланъыз» («вы меня извините»), «айып этменизъ» («простите, пожалуйста»), «сезюм агъыр бармасын» («не примите за бестактность») и др.
Сложился своего рода речевой этикет, но не только. У занимавшихся национальной борьбой куреш обязательным в воспитательном моменте была культура общения. В разговоре имел право принять участие каждый, но высказываться надо было к месту и немногословно, естественно, не во время схватки. Существовали определенные правила беседы. Когда один говорит, другой слушает, не перебивая. Если по каким-то соображениям появилась необходимость прервать разговор, то сначала произносят слова извинения и лишь затем высказывают свое несогласие с говорящим или делают какое-либо сообщение. Если в этом нет острой необходимости, то дожидаются конца разговора. По правилам речевого этикета и в качестве знака внимания принято было поддакивать собеседнику словами: «эбет», «эбет-эбет», «шай», «шай-шай», «догъру», «догъру-догъру» («да-да», «правильно»). Возражение необходимо начинать со слов: «Пек догъру айтасынъыз, лякин…» («Ваши слова совершенно верны, однако…») и лишь потом излагать суть своей мысли или возражения. Если нужно напомнить собеседнику о некоем известном факте, часто применяется формула: «Сиз бильсенъиз керек… («Вам лучше известно, что…»), «Сиз менден яхшы бильсенъиз керек…» («Вам ведь лучше, чем мне, известно, что…») или «Хаберинъиз бардыр, эбет…» («Вам, вероятно, известно, что…»). Все нормы этикета, конечно, удлиняли разговор, но зато делают его приятным для собеседников и предупреждают возможные недоразумения и конфликты.
Этикет – установленный и шлифовавшийся веками — принятый порядок поведения, форм общения. Именно он и является отражением уровня культуры, своеобразности любого народа, в т.ч. и крымскотатарского. Термин, произошедший от французского слова, обозначающего «этикетка», характеризует ментальные «ярлыки» крымскотатарского народа, включающий в себя систему взглядов, национальный характер, моральные ценности, поведение, образ жизни.
Надо иметь в виду, что этикет куреша не сводился исключительно к речевым формам. Было недопустимо и строго осуждалось кичливое поведение борца перед схваткой или победителя после нее. Приветствие перед началом и по окончании схватки должно было быть четким и демонстративным, независимо от личных отношений борцов и их болельщиков. Выразить свою радость победителю, разумеется, было возможно, как и поздравления, но это ни в коем случае не должно было иметь характер оскорбления или унижения достоинства проигравшего, что, к сожалению, совершенно типично для современных соревнований. Не допускалось оскорбительное поведение со стороны зрителей в отношении борца и болельщиков противоположной стороны. Ни в каких источниках не сохранились сведения о драках и конфликтах между участниками поединка или их сторонниками в связи с несогласием с поражением или решением судей, что опять-таки едва ли не стало правилом на современных соревнованиях по официальным видам единоборств. Дисквалификация одного или обоих борцов и выведение их из соревнований не было поводом для ссоры и свар. Нарушение любого из этих правил, не столько спортивно-технических, сколько морально-нравственных, лишало победы и становилось препятствием для участия в других соревнованиях по курешу на долгое время, чего ни один участник не хотел. Известие о недостойном поведении быстро облетало округу, а учитывая популярность куреша, то и весь Крым, и люди, позволившие себе такое, быстро теряли авторитет не только как борцы, но и в других сферах жизни.
Все это резко контрастирует с тенденциями, проникшими в сферу единоборств за последние десятилетия, как в профессиональный спорт (вроде ММА), так даже и в олимпийские виды. Достаточно вспомнить так называемые трэш-токи или ставшие регулярными массовые драки во время соревнований, поощряемые многими СМИ как способ увеличения «популярности» и потакания низкопробным вкусам. То, что многие десятилетия расценивалось как «неспортивное» поведение, в последние годы является едва ли не залогом «успеха» того или иного «любимца публики». К сожалению, подобные случаи имеют место и в Крыму.
Использование национально-культурных ценностей в воспитании молодежи является важным условием духовно-нравственного благополучия народа. У крымскотатарского народа на протяжении веков под влиянием нескольких культур и цивилизаций сформировалась самобытная национальная система воспитания, которая прошла несколько этапов своего становления.
Придерживаясь вековых традиций, используя методы и средства воспитания, перенимая опыт предыдущего поколения, у народа складывалась ментальность, заслуживающая уважительное отношение в мире.
Главными институтами традиционного воспитания у крымских татар были семья, джемаатчылык, а для мальчиков, как ни удивительно это может показаться, — куреш. Роль семьи не является предметом этой статьи, эта тема заслуживает отдельного рассмотрения, но, если коротко, то так: ценностью у крымских татар были и остаются дети. Воспитание морально-нравственных качеств считается одной из главных задач родителей, которые предостерегают своих детей от поступков, осуждаемых обществом. В этом родители руководствуются традициями, уходящими в глубокую древность, на которых были воспитаны все предшествующие поколения. Распределение ролей родителей в передаче детям народных традиций имеет свою специфику. Отцы в большей степени причастны к воспитанию национального самосознания, тогда как матери в основном передают особенность национальной культуры и быта на содержательном уровне качества, у мальчиков – мужские. Вероятно, это объясняется тем, что у крымских татар в большей степени сохранились патриархальные традиции. Мальчик представляется активным, беспокойным, поэтому и возникает необходимость тщательнее его контролировать и дисциплинировать. В подавляющем большинстве семей крымских татар традиционным главой семьи является отец. Поэтому мальчик, будущий глава семьи, должен был пройти школу куреша — выработанного народом инструмента воспитания мальчиков. Мужчина принимает решения, контролирует и наказывает. Отношения в семье строятся на уважении детей и всех членов семьи к отцу. Здесь все находится под контролем за развитием и деятельностью детей, большое внимание уделяется воспитанию личной ответственности и уважению к старшим, укреплению связей не только с близкими, но и самыми далекими родственниками. Дети с малых лет знают, что они ответственны перед родителями до самой их смерти, перед всем своим родом. К труду детей приучают с раннего возраста. Мальчики, как правило, выполняют работу, считающуюся мужской. Одна из крымскотатарских пословиц звучит так: «Адамны адам эткен иштир», что в переводе означает: «Только в труде можно стать настоящим человеком». Старшие поколения крымских татар акцентировали внимание молодежи на значении детей в сохранении этноса, наставляли на то, что если национальное умирает в детях, то это означает начало смерти всей нации. С раннего детства родители внушают сыну, что он – продолжатель рода, носитель фамилии отца, что он должен с честью носить эту фамилию. Девочка – будущая хозяйка, хранительница семейного очага, с детства ее подготавливают к семейной жизни. Кроме того, дочь с малых лет воспитывали в духе уважения к отцу, к старшим братьям, даже если брат старше сестры всего на год.
Другое звено национальной воспитательной системы крымских татар – «джемаатчылыкъ» (общественный совет), состоящий из «куреш агъалары», авторитетных, высоконравственных и уважаемых людей, которые имеют определенный жизненный опыт и являются компетентными в решении различных проблем, в том числе и проблем воспитания. Наконец, сам куреш как вид не только физической, но и духовно-нравственной культуры. Воспитательная составляющая, следуя целям национального воспитания, решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, способного к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом и государством. Она призвана сформировать поколение, сориентированное на ценности данной культуры, ее историю, традиции.
Семья, общественный совет «джемаатчылыкъ» выступали звеньями общей системы воспитания и обеспечивали целенаправленное воздействие на занимающихся борьбой куреш. Считалось правильным иметь как можно больше детей, а именно мальчиков – продолжателей рода, надежную опору в старости и рабочую силу для ведения хозяйства, каждый мальчик в той или иной степени знакомился и занимался куреш. В народе говорили: «Курешчысыз кой, сувсуз къую». В народе считают, что каждый молодой человек должен пройти школу куреш. Детей отдавали на обучение старшим, прошедшим школу куреш. Старшие учили по уставу «селефнаме» (правила предков), которому неукоснительно должен быть следовать каждый ученик. В процессе обучения и изучения тонкостей борьбы дети не только воспринимали навыки куреш, а воспитывались такие нравственные качества, как чувство коллективизма, ответственности, долга, забота и внимание по отношению к окружающим, уважение к старшим. У занимавшихся курешем вырабатывались такие качества, как:
1) человеколюбие и гуманизм;
2) вежливость, закрепленная в золотом правиле: не делай другим того, чего не желаешь себе (прекращать бороться после броска, не наносить ударов, и т. д.)
3) тактичность;
4) добросердечность и благородство.
Отметим для читателя, что куреш и его ритуалы совершались под специальную музыку, мелодию, которая сопровождала как сам процесс борьбы, так и все мероприятие в целом, исполняемую народным ансамблем традиционных инструментов. Но это заслуживает отдельного рассмотрения и рассказа.
Система традиционного воспитания сыграла очень важную роль во время депортации. Семьи, в которых взаимоотношения членов строились на строгой внутренней дисциплине, согласованности действий в сочетании с взаимопомощью и взаимовыручкой не только между родственниками, но и всеми земляками, попавшими в тяжелое положение, смогли выжить. К сожалению, в период жизни в местах депортации и позже, в период возвращения и обустройства на Родине, многие традиции были утеряны не вследствие сознательного пренебрежения ими, а из-за сверхзанятости и в качестве приоритета напряжения всех сил для обустройства в Крыму, строительство собственными силами жилья, поиска и получения заработка, необходимого для существования семей. В настоящее время, когда значительное большинство крымских татар относительно неплохо обустроено в социально-экономическом плане, встает задача возрождения национальных традиций, форм культуры, необходимой составной частью которых и важным механизмом физического и нравственного воспитания подрастающих поколений является куреш.
Возрождение и включение борьбы куреш в перечень культивируемых видов спорта даст дополнительный рычаг воздействия на воспитательный процесс молодежи.
Список использованных источников
- Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства / И.И. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 7–10.
- Вахун М. Дзюдо (основы тренировки) / М. Вахун. – Минск: Полымя, 1983. – 126 с.
- Иванков Ч.Т. Национальная борьба на поясах «Кореш»// Ч.Т. Иванков; АНО, Инф.-изд.центр «ИНСАН», 2002-2007. — 384с.
- Карамов С.К. Броски в кэмпо / С.К. Карамов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 158 с.
- Козимо К. Джиу-Джитсу: методическое пособие / Косто Козимо. – М.: Апрель, 2004. – 192 с.
- Национальная борьба крымских татар Куреш / Б.И. Асанов, С.А. Ягьяев. – Симферополь: Тезис, 2010. – 120 с.
- Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо / Г.П. Пархомович. – Пермь: «Урал Пресс-Лтд», 1993. – 303 с.
- Уэйнберг Р.С., Гоулд Д.С. Основы психологии спорта и двигательной активности. Р.С. Уэйнберг, Д.С. Гоулд Москва 2023 М.: ООО «Принтлето», 2023. – 592 с.: ил.
- Чумаков Е.М. Сто уроков борьбы самбо / Е.М. Чумаков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 304 с.
- Aba güreşi. Aba wrestling. Prof.Dr. İbrahim Öztek. Antakiy Belediesı kültür yainları-2013 110 s.
- Osmanlı Devletinde Spor// Arif Kahraman; Doguignes. – İstanbul, 2000. — 470 s.
Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры, выпуск 18, 2024 г.
comments powered by HyperComments