Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарский театр: прошлое и будущее

Комментариев: 0
Просмотров: 189

Участники семинара

Э. СЕРАСКЕРОВ

Осенью этого года исполнилось ровно сто лет с того момента, как по решению съезда советов Крымской АССР в Симферополе был создан Крымский государственный татарский театр. Эта событие стало важной вехой в истории развития крымскотатарской национальной культуры, положив начало развитию крымскотатарского театра на профессиональной основе.
Круглая дата – хороший повод, чтобы окинуть взглядом пройденный путь и оценить вызовы будущего. Неудивительно, что эти вопросы были в центре внимания научно-практического семинара «Исторические вехи в развитии крымскотатарского театра», состоявшегося 22 декабря в большом зале Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра.
Участниками семинара стали представители национальной интеллигенции и студенты Крымского федерального университета и Крымского университета культуры, искусств и туризма. Модератором дискуссии выступил заведующий литературно-драматургической частью Крымскотатарского театра, доктор педагогических наук Ремзи Девлетов.

 

Страницы прошлого

Вопросам истории Крымскотатарского театра были посвящены доклады профессора КИПУ, доктора филологических наук Исмаила Керимова, заведующей отделом фондов Музея города Симферополя Эльвины Динислямовой, методиста Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Шефики Абдурамановой. Директор Республиканской крымскотатарской библиотеки им. И.Гаспринского Гульнара Ягъяева и заведующая информационно-библиографическим отделом библиотеки Диляра Белялова представили библиографический обзор публикаций о Крымскотатарском театре.

Ремзи Девлетов
Благодаря этим обстоятельным выступлениям, сопровождавшимся демонстрацией интересных материалов из фондов крымских музеев, участники мероприятия могли познакомиться с историей театрального искусства крымских татар, корни которого уходят в глубь веков.
Еще в XVIII веке труппа французских актеров ­играла при дворе крымского хана пьесы Мольера, переведенные на крымскотатарский язык. Уже в более­ позднюю эпоху в различных городах Крыма возникали театральные кружки. В 1901 году начал работать любительский крымскотатарский театр в Бахчисарае. В октябре 1923 года был создан Крымскотатарский государственный драматический театр. Постановки театра пользовались большой популярностью у народа и сопровождались аншлагами.

День грядущий

Но не только славным страницам прошлого была посвящена работа семинара. Заведующая кафедрой театрального искусства Крымского университета культуры, искусств и туризма Марина Сапрыкина свое выступление посвятила вопросу подготовки национальных актерских кадров. Она рассказала о своем собственном опыте, когда на ее режиссерский курс пришли получать высшее образование восемь лучших актеров Крымскотатарского театра, в том числе Алие Темиркаяева. Это были уже состоявшиеся в своей профессии люди, но тем не менее они с большим уважением относились к педагогам.
Это крайне сложная проблема, которой сейчас не уделяется должного внимания. М.Сапрыкина отметила очень небольшое количество исследований и авторских методик по этому вопросу, хотя в России­ насчитывается более 60 национальных театров. Лишь несколько театральных учебных заведений, как, например, Театральный институт им.Б.Щукина в Москве, занимаются подготовкой актеров для национальных театров. При этом сами театры испытывают большой кадровый голод. Даже в Казани молодые татарские артисты часто поступают в русские студии, рассчитывая в будущем перебраться в Москву и Петербург. Среди проблем также слабое владение родным ­языком у студентов.
Выход из проблемы М.Сапрыкина видит в возвращении целевых наборов для подготовки артистов и режиссеров национальных театров. Группа молодых актеров, подготовленная в национальной студии­, могла бы существенно ­оживить театральный репертуар. Но, по словам педагога, существует и другая­ проблема, поскольку в ее вузе на специальности, связанные с театральным искусством, с каждым годом крымских татар поступает все меньше и меньше. Поэтому в случае, если целевой набор все-таки будет введен, может встать вопрос, как заполнить квоту. В связи с ­этим поиск молодых талантов также является серьезной задачей.
Свое выступление­ М. Сапрыкина заключила словами о том, что ни в коем случае нельзя откладывать решение имеющихся проблем на завтра, потому что будущее придет быстро и внезапно.
Подводя итоги работы семинара, Р.Девлетов подчеркнул важность популяризации театрального искусства крымских татар и необходимости учреждения дня крымскотатарского театра.
Помимо выступления докладчиков, вечер украсили мастер художественного слова Риза Юсуфова и артисты Крымскотатарского театра – Асан Белялов и Сусанна Максутова. С ­экрана были продемонстрированы видеозаписи выступлений артистов-ветеранов, которые­ поделились своими воспоминаниями о том, как восстанавливалась работа национального театра после начала массового возвращения крымских татар на историческую родину.
Участники мероприятия также могли познакомиться с развернутой в фойе­ экспозицией, посвященной ­истории театра. Среди представленных на ней экспонатов были старые театральные афиши, костюмы актеров из наиболее известных постановок, фотографии, документы и книги по истории театра.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог