Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарский язык нуждается в защите

Комментариев: 0
Просмотров: 993

Эмине Володарская

 

Перебирая в памяти картинки из детства, вижу момент, когда воспитательница в детском саду шепнула мне: «Беги к дверям, к тебе пришли». Вылетев в холл, я увидел бабушку и ее младшую сестру. Обожая обеих, по очереди их расцеловал. Они же, обнимая, тиская, щипая за щеки, засыпали меня вопросами. Другие родители с удивлением смотрели на нас: как сын известных в городе учителей говорит на непонятном для них языке. А бабушка с удовольствием повторяла: «Тили къырымтатарджа кесильди». С того момента прошло около полувека — миг для истории, за который, по наблюдениям специалистов, начал прерываться естественный процесс передачи владения родным крымскотатарским языком от старшего поколения – младшему.

Исчезновение языков – пагубное явление во все времена, кризис цивилизаций с древнейших времен до настоящего времени, затрагивающий интересы великих государств, крупных и малочисленных народов. Где сегодня такие «мировые языки», как аккадский, арамейский, латинский – практически вымерли.

Законы общественного развития, с одной стороны, порождают языки, с другой – убивают. Так, возникновение государств, их укрупнение, стремление правителей сформировать единое общество и официально определить государственный, межнационального общения язык, ведет к понижению статуса или исчезновению других языков народов, на чьи территории распространяются эти законы.

Однако утрата языка ведет к ассимиляции народов, тем самым наносится удар по человеческой цивилизации. Поэтому современные международные подходы направлены на защиту родных языков, а определение 21 февраля Международным днем родного языка имеет цель: привлечь внимание всей мировой общественности к проблеме исчезновения языков.

В настоящее время в ООН шесть языков имеют официальный статус — английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Но это не означает, что все они являются самыми крупными. Например, число носителей языка хинди значительно превышает число говорящих на французском. Поэтому заботу о языке проявляют даже те народы, перед которыми сегодня не стоит угроза исчезновения.

Так в Российской Федерации была принята Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом. Один из пунктов в документе гласит: «В современных условиях востребованность и распространенность языка за рубежом являются важнейшими показателями авторитета государства и его влияния в мире. В связи с этим, русский язык необходимо рассматривать в качестве одного из основных инструментов продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации. Его распространение за рубежом способствует формированию положительного отношения к Российской Федерации в мировом сообществе, укреплению и расширению российского присутствия на международной арене. Таким образом, деятельность по поддержке и продвижению русского языка за рубежом является важной частью внешней политики Российской Федерации».

Основные усилия, предполагаемые Концепцией, должны быть сосредоточены на достижении следующих целей: усиление роли, значения и конкурентоспособности русского языка в современном мире; поддержка изучения и преподавания русского языка; укрепление его статуса как языка межгосударственного и межнационального общения; сохранение русского языка в странах, исторически связанных с Россией; повышение мотивации соотечественников, проживающих за рубежом, к сохранению этнокультурной и языковой идентичности и т.д.

В плане языковой политики, возможностей у малочисленных наций значительно меньше, но естественное стремление сохранить и развивать свой родной язык побуждает их к действиям.

С момента массового возвращения крымских татар в Крым, на полуострове развернулась борьба за крымскотатарский язык. С уходом старшего поколения он все больше погружался в кризисное состояние. Для стабилизации ситуации необходимо было налаживание системы образования на родном языке, преподавания его в школах и обучения ему в детских садах.

В последние три десятилетия крымскотатарская педагогическая мысль была направлена на создание крымскотатарской национальной школы или школы с крымскотатарским языком обучения, то есть выстраивания специализированной системы образования с уклоном на родной язык. После уничтожения в 1944 году государственной национальной системы образования, идея ее восстановления вполне обоснована и актуальна. Результатом работы явилось открытие полутора десятка школ с крымскотатарским языком обучения и классов в других образовательных учреждениях.

21 февраля, по приглашению трех общественных объединений – Благотоворительного фонда им. И. Муфти-заде, женского клуба «Ненкеджан» и «Маариф», крымскотатарская общественность собралась в банкетном салоне «Ешиль ада» на вечер, посвященный Международному дню родного языка. Мастера крымскотатарского слова Сафуре Каджаметова, Зера Бекирова и Мухамед Али Сулайманов, приветствуя гостей, в своих выступлениях отметили, что язык сохранится, если будет использоваться в семье, школе, жизни; если родители не остынут от борьбы за язык. «Народ на Родину вернулся жить, а не умирать», — таков был призыв. Анализ ситуации, выступление детских коллективов продемонстрировали возможности возрождения и развития языка при определенном стремлении и организации дела. Его ценность и значимость — в сохранении культуры, следовало из показательных выступлений мэтров крымскотатарского искусства Рустема Меметова, Гулизар Бекировой, Сервера Какура и Ризы Юсуфа.

Центральное место на мероприятии заняло выступление, своеобразная лекция ректора Московского института иностранных языков Эмине Володарской. Она рассказала, как обратилась в ЮНЕСКО с целью исследования состояния крымскотатарского языка, по итогам которого специалисты вынесли вердикт, что язык коренного народа Крыма относится к категории «серьезная угроза исчезновения». Но в то же время, как заявила Эмине-ханум, после социологических опросов, многие крымские татары, не знающие или владеющие в недостаточной мере крымскотатарским языком, все равно родным называют крымскотатарский. В этом заключается стремление к изучению родной речи, а наличие доброй воли у органов власти и создание всесторонних условий для образования будет означать переход от слов к делу.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог