Русское зарубежье не обделено вниманием исследователей. Ему посвящены книги, издаются сборники статей, его представители – сфера научных интересов многих современных ученых. В целях формирования фонда памятников духовной и материальной культуры эмиграции, в России был создан «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына», финансируемый из бюджета. Основные направления работы Дома — сбор и хранение архивных материалов, пополнение и систематизация книжного и газетно-журнального фондов, проведение конференций, семинаров, круглых столов, лекций, выставок, встреч, творческих вечеров, презентаций книг и других мероприятий, издание трудов эмиграции, современных исследований, посвященных различным аспектам истории и культуры Русского Зарубежья.
Знакомясь с материалами видных российских деятелей, оказавшихся в эмиграции, невольно задаешься вопросом: «А что мы знаем о крымскотатарском зарубежье?». Работы, конечно, отдельных ученых имеются, но это маленькая доля того огромного, неизведанного, нераскрытого пласта нашей истории и современной действительности.
Крымскотатарское зарубежье, в основной своей массе, сформировалось не за счет трудовой миграции, а в результате эмиграционных потоков и насильственного выселения в 1944 году. Ввиду малоизученности вопроса, мы имеем слабое представление о становлении и жизни крымскотатарской эмиграции. Численность диаспоры показывает, где осели наши соотечественники в различные периоды своей истории. Самые крупные до XX века находились в Турции и Румынии. Как шла их адаптация на местах, смогли ли открыть свои учебные заведения, соблюдались ли их права и интересы как национальных меньшинств, какую помощь оказывали государства вновь прибывшим переселенцам?
Например, публикации, посвященные русской эмиграции, дают следующие сведения:
«Эмиграция российских граждан шла несколькими волнами. Наиболее крупной была первая волна (с начала 1918 до 1930-х годов). Большинство эмигрантов надеялись вернуться в Россию, и для детей организовывались русские общеобразовательные и профессиональные учебные заведения. Наличие учебных заведений было одним из факторов относительной стабилизации эмигрантской жизни и формирования специфической русской культуры. Наиболее массовым был поток эмигрантов в 1920 г. с Юга России. В Турцию удалось эмигрировать в полном составе 4 кадетским корпусам и 2 женским институтам (Донской и Харьковский) и в неполном составе нескольким женским гимназиям».
После гражданской войны много россиян осели в Харбине и других городах Китая, где были открыты университеты и консерватория. После смерти Сталина, в 1950-х годах русская колония практически покинула Китай – часть вернулась на родину, другая рассеялась по миру.
Для нас большой интерес представляет, как происходила натурализация, адаптация и интеграция крымских татар в странах оседаний, были ли открыты школы или другие учебные заведения, как они входили в политическую, культурную жизнь новых обществ. По этому поводу крымский ученый Нариман Абдульвапов, подняв определенный исторический пласт, показал достижения в Османской империи государственных деятелей, имеющих крымскотатарские корни.
Необходимо развивать научно-исследовательскую деятельность, нацеленную на изучение исторической судьбы и многообразного наследия крымскотатарского зарубежья. Труды ученых, писателей, поэтов требуют переизданий, в том числе в переводах на другие языки. Связь с потомками помогла бы восстановить многие биографические пробелы.
Отдельный интерес представляет жизнь соотечественников, оставшихся в центрально-азиатских республиках. За 30 лет, с момента массового возвращения крымских татар на родину, там выросло целое поколение, сформированное в ином политико-культурном пространстве. Много общего с нами, но с региональными особенностями. Среди них, наверняка, немало тех, кто достиг определенных результатов в жизни и представляет интерес для общества. Достаточно упомянуть Айсель Балич, приехавшую в Крым уже известной певицей.
Наша задача – осуществлять сбор информации, налаживать контакты. Профильные крымскотатарские учреждения и организации, проделавшие уже немалую работу по фиксации жизни и деятельности крымскотатарской диаспоры, могли бы сфокусировать дополнительное внимание на данной проблеме. Крымскотатарское зарубежье не может быть далеким или близким, это наше наследие в мировой цивилизации.
comments powered by HyperComments