В разгаре вступительная кампания в вузы страны. Абитуриенты, сдавая ЕГЭ, с надеждой ожидают высоких баллов. Многие родители, принимая непосредственное участие в выборе профессии своих детей, надеются на их благополучие и устроенность в жизни. Общество же, двигаясь в поступательном направлении, рассчитывает на развитие всех направлений жизнедеятельности человека за счет высококлассных специалистов, их труда во благо.
Мы рады, когда в крымскотатарской среде по восходящей происходят сдвиги, когда проявляются достижения. И как не гордиться, например, тем фактом, что за последние два года в Крымской опытной станции садоводства двое крымских татар защитили кандидатскую диссертацию, скоро на защиту выйдет третий наш соотечественник.
Анализируя происходящее в мире и российском государстве, еще раз обратим внимание на необходимость наличия широкого круга специалистов, а в нашем материале заострим внимание на историках, которые своей профессиональной деятельностью формируют историческую память народа и утверждают политические символы.
В Крыму два вуза готовят историков – это КФУ и КИПУ, их уже называют двумя историческими школами на полуострове. Знакомство с трудами рассматриваемых школ позволяет определить разность подходов и оценок многих событий прошлого учеными научных заведений. И радует, что крымскотатарские студенты изучают историю в обоих вузах, впитывают знания и перенимают опыт, при этом формируя собственные взгляды, которые зависят от культурной принадлежности, мотивации и компетенции.
Несмотря на наличие различных трактовок исторических событий, государство проводит собственную историческую политику, и в случае необходимости устанавливает рамки, в пределах которых могут вестись дискуссии.
События последних лет в Крыму, связанные с изданием трудов историков, демонстрируют заинтересованность в них общественности, которая болезненно воспринимает и резко реагирует на негатив и очернительство. По этому поводу исследователи любят приводить слова немецкого историка и культуролога Алейда Ассмана, который отмечал две важные особенности истории в памяти: «Каждое новое настоящее судит о прошлом, выносит свой вердикт прошлому, которое никогда не совпадает с бывшим настоящим». И далее: «Прошлое не исчерпывается нашим индивидуальным или коллективным обращением к нему; прошлое нельзя монополизировать, оно не поддается ни окончательной оценке, ни его длительному отрицанию, а главное, его никогда нельзя уничтожить полностью».
Но для нас, крымских татар, необходимо быть в курсе всех интерпретаций прошлого современными историками, и если там доминирует негатив, да еще мифологизированный, то следует отдавать себе отчет, что удар наносится сейчас по имиджу, имеющему общественно-политические и социально-экономические последствия. Достаточно вспомнить случаи, когда из-за навязанных стереотипов негласно ограничивали при приеме на работу.
Человеку свойственно искать себе друзей, союзников, поэтому важно, когда происходит сближение на фоне общих интересов.
Показательной является историческая школа КИПУ, где работают представители разных национальностей, чьи труды не вредят ни прошлому, ни настоящему крымских татар. Традиция приезжающей в Крым еще с XIX века интеллигенции, проникшейся любовью и уважением к коренному народу полуострова, имеет продолжение.
Примеров, когда народы и государства взаимовыгодно сотрудничают над историческим прошлым, предостаточно.
Так, эксперты Российского института стратегических исследований приводят факт деятельности Японии в отношении археологических памятников Центральной Азии.
«Еще в 1957 году Японская национальная комиссия при ЮНЕСКО на Международном симпозиуме по истории культурных контактов между Востоком и Западом впервые ввела в широкое обращение термин «Шелковый путь». Обнаружение буддийских памятников времен Кушанского царства в Таджикистане и Узбекистане в 1960-е годы, а также показ в 1980-х годах вещательной корпорацией NHK девятисерийного документального фильма «Великий шелковый путь» способствовали росту популярности этого древнего маршрута, по которому буддизм впервые проник на Японские острова. «Большая часть того, что стало цивилизацией Японии, берет свое начало… в Центральной Азии», – отмечала в данной связи глава японского МИД Ёрико Кавагути. Уже в 1990-х годах в районе Великого шелкового пути начали совместные работы узбекско-японские археологические экспедиции.
Помимо раскопок, которые ведутся хоть и в ограниченном количестве, но во всех постсоветских странах региона, японские СМИ широко освещают также геофизические исследования объектов, оснащение местных археологов оборудованием, передачу передовых технологий и проведение археологических мастер-классов».
Как видим, обладая богатым историческим наследием, этнокультурными ресурсами, их можно задействовать в рамках национальных интересов. Необходимо усиливать культурную дипломатию, готовя профессиональные кадры.
Скоро будет осуществляться зачисление в вузы страны, остается пожелать, чтобы выделенные бюджетные места занимали готовые грызть гранит науки студенты, будущие специалисты своего дела.
comments powered by HyperComments