Курс валют USD 0 EUR 0

Ленияр ЯКУБОВА: Я счастлива, что работала в «Хайтарме»

Комментариев: 0
Просмотров: 341

Тема сохранения и развития культуры никогда не сходила с повестки дня. Это жизнь от поколения к поколению. И чем дальше мы отдаляемся от событий прошлого, тем ценнее становится информация и ее носители. В Узбекистане долгие годы ансамбль «Хайтарма» являлся очагом национальной культуры. Легендарные имена крымскотатарских артистов неразрывно связаны с ансамблем, и интерес к этим личностям не угасает, а даже, наоборот, возрастает у думающей молодежи.
Сегодня моя собеседница — Ленияр Якубова, супруга Народного артиста Узбекистана и Украины Февзи Билялова, которая в далеком 1957 году начала свою трудовую деятельность в ансамбле «Хайтарма». Наш разговор о прошлом и частностях.

— У крымских татар во время знакомства принято интересоваться происхождением, откуда родом. Не будем и мы отклоняться от традиций.

— Мои родители — отец Якуб и мама Умие — родом из села Узунджа Балаклавского района. Еще в детстве у отца началась болезнь ног, был период, когда он не мог даже ходить. Чтобы чем-то увлечь сына, Алядин-картбаба купил ему скрипку, игру на которой он начал постепенно осваивать. С взрослением, болезнь постепенно отступала. Природа одарила отца способностью быть мастером на все руки, и он в итоге остановил свой выбор на профессии кузнеца. Мама до войны работала в детском саду, в Азии была домохозяйкой.
Война изменила многое. Отца мобилизовали, отправив на север Крыма. Оружия не выдали, в руках была лишь лопата. Солдаты прибыли в Ленино (Еди Къую), но там уже командование фактически отсутствовало. Вернули в Симферополь, где уже царило безвластие и кричали: спасайтесь кто как может. Пешком, ковыляя по лесам, добрался до своей деревни, как оказалось, там хозяйничали румыны.
Кошмар оккупации через несколько лет сменился кошмаром «вечной» ссылки. Так наша семья оказалась в г.Чирчике, где была расселена в бараке. Вопреки злым замыслам мы выжили и постепенно налаживали новую жизнь.
Родители так и не смогли назвать точную дату моего рождения. Мама говорила, что когда я родилась, в доме еще топили печку. Я почти не помню своего раннего детства.

— Стать артистом — счастливая случайность или намеченная цель?

— Когда расселили в бараках, вечерами после работы жители собирались во дворе для общения. Отец брал скрипку, сосед Али-ага — даре (бубен), звучала музыка, под которую я любила танцевать. Приглашали и на вечеринки, где я вместе с ними выступала. В Чирчике поселилась Эдие Мамбетовна, которая начала обучать молодежь национальным танцам. У меня стали проявляться способности, и из детских увлечений стала зарождаться цель.
В 1956 году к нам в город с концертом приехали крымскотатарские артисты. Известный довоенный танцор Аким Джемилев, проживавший в Янгиюле, организовал ансамбль. Из грузовой машины он сделал, перекрыв фанерой борт, автобус, на котором коллектив выезжал с концертами. Музыканты, танцоры – Аким Джемилев, Рефат Асанов, Шевкет Мамутов, певица Сабрие Эреджепова, ведущий Аблямит Умеров — вели гастрольную деятельность.
Я, желая присутствовать на концертах, помогала убирать наш клуб, чтобы получить пропуск. Вечером мы с папой были на этом концерте. Минуло более 66 лет, а перед моими глазами стоит картина, как выходит на сцену Аким Джемилев в красном костюме, исполняя кавказский танец с кинжалами. Бесподобный танцор. Рефат Асанов блистал под Бахчисарайскую хайтарму. Он еще прекрасно пел. Считаю, что в исполнении песни «Гидинь булутлар» его никто не превзошел. Танцевальный номер «Азбарында къуюсы вар» в исполнении Акима Джемилева, Рефата Асанова и Шевкета Мамутова поднял на ноги весь зал, звучали овации, отовсюду раздавались восторженные возгласы. Было очень красиво, мастерство лилось через край.
На следующий год, в Чирчике 9—11 июня 1957 г. проходили концерты Татарского ансамбля песни и танца (слово «крымскотатарский» употреблять было запрещено, и только через 10 лет ансамбль получил название «Хайтарма»). Коллектив, уже работавший при Узбекской госфилармонии, значительно разросся.
Зрителей собралось как никогда. В концертном зале негде было стоять. Первыми исполнили песни Эльвира Хайбуллаева и Февзи Билялов. Аким Джемилев и Селиме Челебиева покорили присутствующих танцем «Агъыр ава ве Хайтарма». Блистала на сцене танцовщица Айше Крымтаева. После увиденного я загорелась желанием танцевать в этом ансамбле.

— И этого было достаточно, чтобы быть принятой в государственный коллектив?

— До меня дошли сведения о наличии вакансий, и я поехала на просмотр. Энвер Шерфединов взял скрипку, и я под его аккомпанемент станцевала «Тым-тым». Далее предложили исполнить хайтарму. Я вся трясусь, переживаю и жду вердикта. Оценивали меня Сабрие Эреджепова и Усеин Баккал, которые дали положительный отзыв. Решение оставалось за Ильясом Бахшишем.
На дворе стоял декабрь 1957 года, 14 числа я влилась в коллектив. Оставила школу, даже не окончив 10 класс. 17 декабря были выборы депутатов, и я выступила в основном составе.

— Какой была артистическая жизнь?

— Кругом бедность, с Эльвирой Хайбуллаевой сняли комнату, спали на одной кровати. Много было иногородних, мизерная оплата труда, отсутствие перспективы получения жилья играли свою отрицательную роль и влияли на текучесть кадров. Некоторые перспективные артисты, обзаведясь семьей, покидали коллектив, да и, естественно, происходила смена поколений. Ушла Айше Крымтаева. Рефата Асанова остепенила его последняя супруга, сестренка Аблямита Умерова. Это он наставлял Февзи Билялова обратить на меня внимание и не потерять.
С Февзи мы поженились в феврале 1958 года, сняли комнату у казанской татарки, где прожили по 1962 год. В нашей каморке часто останавливались другие артисты. Для исполнения роли в спектакле «Къайнана» в постановке ансамбля в Ташкент приехала актриса Зоре Билялова. Остановилась у нас. Как-то, достав из-под кровати свой чемодан, хотела взять комбинацию. Открыв его, она взвизгнула, вскочив на кровать. Из чемодана выскочила мышь и, как оказалось, она выгрызла весь перед комбинации. Мы берегли каждую вещь, а тут такая досада.
В 1962 году семье Февзи Билялова выделили двухкомнатную секцию.

— Трудно было быть женой Февзи Билялова?

— Февзи был любимцем публики, талантливый артист с яркой внешностью. Он привлекал внимание женщин, но ценил меня, мой ум, способности, опрятность, красоту. Он боялся меня потерять. Его очень любил и уважал Сеитмемет Таиров, который неоднократно ему повторял, что если не будет прислушиваться ко мне, то плохо закончит. Я берегла семью, стояла на страже ее интересов. Февзи всецело отдавался своей профессиональной деятельности, на этом строилась его жизнь.

Ленияр Якубова и Февзи Билялов

 
В начале 1960-х в ансамбль пришел композитор и музыкант Мемет Арсланов из Самарканда. Он жил у нас. Это был очень порядочный человек и муж. Ценил дружбу. Они познакомились с Урие Керменчикли, которая училась в консерватории, поженились и некоторое время опять-таки жили у нас.
В ансамбле время от времени менялось руководство. Во главе поставили Эдема Налбандова. Он с женой Розой тоже стал жить у нас, все это в малогабаритной двухкомнатной секции. Налбандовы в спальне, Арслановы в зале, мы с Февзи на веранде. Возвращаясь поздно с концертов, оставался и танцор Али Османов, которому в ванной комнате стелили коврик. С ним мы были танцевальной парой.
Один день просыпаюсь в 3 часа ночи. Февзи и Али в черных трусах, Али за фортепьяно, исполняют «Очи черные». Утром выношу мусор, соседи говорят: спать, конечно, мешали, но до того красиво пели.

— Справедлива ли к вам была судьба?

— Мы часто сами ее определяем. Немало было предложений для карьерного роста, но мы считали, что должны работать исключительно для народа.
Когда гастролировали в Махачкале, я загорала на пляже и поймала на себе пристальный взгляд мужчины. Говорю, эти кавказские мужики не спускают глаз с женщин. Сразу же ушла в гостиницу. Вечером выступаем. За кулисы приходит сотрудница зала и заявляет, что худенькую девушку спрашивает какой-то мужчина. В «Хайтарме» танцевала Эмма (армянка): «Это меня», — крикнула она и побежала. Вернулась, оказалось, ищут другую. Пришли за мной. Увидев и узнав мужчину с пляжа, я, развернувшись, собиралась уйти. Он, схватив меня за руку: «На пляже от меня убежала, здесь я тебя не отпущу. Вот это моя дочь Нина — танцовщица, а я народный артист СССР Танхо Израилов, художественный руководитель ансамбля «Лезгинка». Я хожу по мероприятиям, концертам и выбираю таких девочек, как ты». Заявил, что и для Февзи работа найдется. Пригласил нас в ресторан, начались уговоры. Строил перспективы, обещал международные гастроли, ближайшие — во Францию. Я не согласилась.

Когда были в Грозном, меня уговаривали остаться там. Дали вызов, обещая двухкомнатную квартиру, звания, но у меня была своя «Хайтарма».
Выступаем в Фергане на стадионе, я веду программу, а Февзи рядом нет. Нахожу его, стоит рядом с известными артистками — Тамарой Ханум и Мукаррам Тургунбаевой. Они любили его, называли сыном. Мукаррам просила: отдай свою жену в мой ансамбль. Я никуда не пошла.
Когда мы выступали в Ереване, на концерт пришла Мария Спендиарова, дочь крымского композитора. Она опубликовала статью в местной газете, где были строки, что когда на сцену вышла Ленияр Якубова, передо мной стоял классический образ крымскотатарской девушки…

— Сложно ли было осваивать танцы?

— Мы старались, и у нас получалось, хотя не все имели специальное образование. Приехав из Казани, устроилась в «Хайтарму» татарская танцовщица Разия Ахмадулина. Она вышла замуж за танцора Анвара Саттарова, и у них родилась дочь.
Прекрасно танцевал Али Османов, хороши был Расим Юнусов и Рустем Велилляев.
Были периоды, когда в ансамбле намечался определенный застой: одни и те же песни, танцы, не обновлялась программа. Но с приходом на должность балетмейстера Акима Джемилева, работа оживилась. Позже, когда танцорами стали брать выпускников хореографического училища, мастерство повысилось. Каждый балетмейстер старался усложнять танцы.

— Давайте вспомним наших корифеев, с которыми вам пришлось работать, и многое знать не понаслышке.

— Мне уже за 80, я очевидец многих событий и, безусловно, о многом и многих хотелось бы рассказать, тем более что в информационном пространстве гуляет достаточно вымыслов.
Долгую и насыщенную жизнь прожил Ильяс Бахшиш. К нему многие тянулись, и он к этому располагал, умел себя преподнести и имел большой авторитет. В Ташкенте он возглавлял музшколу, и за него держались. Прошлого, политики он не касался.
Талантливой певицей, с мягким характером, была Эдие Топчи. Но с Сабрие Эреджеповой у них было соперничество. Зритель очень любил Топчи, и на концертах она утопала в цветах, а Эреджепову это злило. Эдие-апте не умела ругаться. С мужем Суфьяном они были как голубки.
Селиме Челебиева как танцовщица была незаменимой, вдобавок прекрасно пела. Входила в любой образ, но была очень замкнутой. Первое время ко мне относилась ревностно, но постепенно начала менять свое отношение. Когда закончилась ее карьера танцовщицы, Февзи перевел Селиме-апте на должность директора ансамбля. Позже она ушла в ансамбль «Ялла» костюмером.
Аблямит Умеров — мастер слова, и я старалась многому у него учиться.

— Крымскотатарская песня неразрывно связана с именем Сабрие Эреджеповой.

— В 1956 году во время нашей первой встречи в Чирчике я, сев рядом с Сабрие-апте, гладила ее зеленое бархатное платье. Она смотрела на мои косы и восхищалась ими. Она была открытой, бесхитростной, плохого никому не желала. Старалась в конфликты не входить, но могла высказать все в лицо и уйти. Певцам делала замечания, если неправильно исполняли песню.
Когда ставили спектакль «Арзы-къыз», то сватов (къудалар) должны были играть Сабрие Эреджепова и Эдие Топчи. Но Эдие-апте отказалась, бросив, что еще успеет стать старухой. Тогда эту роль предложили мне.
Сабрие Эреджепова сблизилась с Кабулом Сеитвелиевым, они полюбили друг друга, но он был значительно, лет на двадцать, ее моложе. Так что Алла Пугачева далеко не первопроходец. Кабул жил в Чирчике. Были периоды, когда он от нее уходил, и она просила, чтобы я пошла и уговорила его вернуться. Я ехала в Чирчик, ругалась с ним и возвращала. Кабул был очень талантливым, играл на трубе, но после аварии и полученных травм ему пришлось освоить скрипку.
Однажды, вернувшись с гастролей, я услышала от Акима Джемилева, что здоровье Сабрие-апте серьезно пошатнулось, ее необходимо не откладывая проведать, она лежит в правительственной больнице. Утром подъехал Рустем Велиуллаев на своей машине, и мы поехали в больницу. Заходим в палату, она стояла возле кровати и поправляла постель: «Вай, Ленияр, ты пришла? Сервер Омеров достал импортное лекарство, и меня начали колоть». Я постаралась ее обнадежить. Видя ее состояние, у меня потекли слезы. На следующий день она уже лежала без памяти. Ее всегда поддерживали Сервер Омеров и Сервер Саранаев.

— Вам приходилось попадать в истории?

— Безусловно, но разве все упомнишь? Вот одна из них. С позиций сегодняшнего дня все это смешно, но тогда было довольно серьезно. В ансамбле проходили политзанятия. Аблямит Умеров приносил газеты и всем читал доклады партийных руководителей, затем это поручили делать мне. Я читала доклады Хрущева и других руководителей. Мне вести политинформацию изрядно надоело. Даже репетиции приносились в жертву чтению докладов, и я отказалась, сказав, что я артистка, а не политработник. На меня пожаловались, в газете «Ленин байрагъы» надо мной устроили суд. Главный редактор Абселям Ислямов строгим голосом отчитывал: «Ты кто такая, почему язык распускаешь?». Такие были времена.

— Сегодня практически каждый владелец мобильного телефона может осуществлять видеозапись. Безусловно, раньше такой возможности не было. Но все же, почему так мало было киносъемок «Хайтармы» в Узбекистане?

— Времена были другие. Был регламент и отношение. Но Февзи Билялов все же добился съемок. Планировались три фильма, однако вышло только два. По сценарию, в третьей части мы с Акимом Джемилевым должны были исполнить танец «Агъыр ава ве Хайтарма», а спеть — Рустем Меметов, но съемки были прерваны.
Хорошо, что более молодое поколение артистов ансамбля попало в кадры, отснятые в Казани. Целая концертная программа профессионально была зафиксирована татарстанскими друзьями.

— О чем-то сегодня сожалеете?

— Жизнь насыщена и многообразна. Были периоды взлета и падения. Я счастлива, что работала в «Хайтарме». В Крыму в последние годы моя трудовая деятельность была связана с этно-отелем «Джеваль», в коллективе которого я почувствовала себя человеком.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог