Курс валют USD 0 EUR 0

Малая родина, как группа крови, будет с нами навсегда

Комментариев: 0
Просмотров: 147

Старая Гаспра

 

У крымских татар сложилась прекрасная традиция организовывать встречи односельчан. Начиная с мая по сентябрь — самая активная пора. СМИ изобилуют объявлениями, а соотечественники собираются на своей малой родине и расстаются в ожидании следующей встречи.
У других народов тоже практикуются подобные мероприятия, но отличие в том, что чаще граждане покидали свои села добровольно, переезжая в города. Крымских татар лишили родины в результате насильственного выселения, и койдеш (односельчанин) в депортации имел статус не меньший, чем родственник. Почему? Истоки лежат в истории формирования крымскотатарского народа, его жизнедеятельности и способах хозяйствования. Община играла огромную роль в жизни народа и, несмотря на развитие общественно-политических и социально-экономических отношений, их изменения, многих устоев и традиций придерживались вплоть до депортации в 1944 году.
Крымскотатарское население отличалось постоянством места проживания. Безусловно, миграционные процессы существовали, но не в тех масштабах, как у их соседей.Несколько соседних деревень имели много общего, у них был единый диалект или говор, хотя встречались и различия. Заключение браков между молодыми чаще ограничивалось представителями своей деревни или близлежащих сел. И так из поколения в поколение. Учитывая многодетность крымскотатарских семей, многие односельчане приходились друг другу родственниками. Теми, кто вел оседлый образ жизни, занимался сельскохозяйственным трудом на своих клочках земли, вопрос переезда решительно отвергался. Из всех перечисленных и многих других факторов формировалась огромная привязанность к определенной территории и местному сообществу.
Любовь к малой родине у поколений, родившихся и выросших до депортации в Крыму, естественна, но тяга к своим корням, к отчему дому своих родителей, дедушек и бабушек у тех, кто родился в местах ссылки, свидетельствует о том, что для крымскотатарского народа это имеет сакральное значение.
Довоенных уроженцев Крыма остается все меньше и меньше, но встречи односельчан приобретают все больший размах. Дети, внуки, правнуки тянутся к своим истокам, и такое стремление заслуживает всемерной поддержки.
Феномен малой родины играет важнейшую роль в формировании национального самосознания и самоопределения в мире соблазнов, он мотивирует нас жить на этнической территории, превращая ее в высокоразвитый регион.
Крымские татары после долгих лет изгнания сумели вновь вернуться и расселиться в Крыму, но возможность проживать на своей малой родине получили не все. И в первую очередь выходцы из горного Крыма и южнобережных сел. Слишком лакомый кусок земли, чтобы возвращать его коренному народу.
Понятие «малая родина» включает в себя различные элементы, в том числе такие, как семья, дом, социальная среда, природная среда.
Детско-отроческие годы откладываются в памяти на всю жизнь, поэтому неслучайно глубокие старики помнят многие подробности тех лет. Своими рассказами они воспламеняли любовь к малой родине у последующих поколений, которые ее никогда не видели. Таков этот феномен.
Определенная активность в социальных сетях показывает заинтересованность молодежи в знании своих корней. Есть те, кто составляет свое генеалогическое древо, бережно хранит бабушкин альбом, пополняя его новыми фотографиями родственников.
Специалисты указывают, что «человек всю жизнь носит в душе очень важный и неотделимый от него образ малой родины. Мы можем переехать, даже сменить гражданство, но малая родина, как группа крови, будет с нами навсегда».
Можно выразить большую признательность всем организаторам встреч односельчан и просить их делиться своим опытом. Многие еще не сумели сорганизоваться, им хочется пожелать дальнейших инициатив.
На днях о желании организовать встречу выходцев из южнобережных сел Гаспра, Кореиз и Мисхор заявила группа крымскотатарской молодежи. Вернуться в Ялтинский регион удалось немногим крымским татарам, но до выселения он был густо населен нашими соотечественниками. Подавляющее большинство жителей вышеуказанных сел были крымскими татарами. Эти райские земли имеют богатую историю, в этом уголке Крыма строили свои дворцы российские цари и высокопоставленные вельможи. В Ялтинский регион стекалась жить или отдыхать российская интеллигенция. Из рассказов своего деда я знаю, что ежегодно летом у них дома останавливался профессор Московской консерватории, который вечерами любил играть на скрипке. Деревня наслаждалась звучанием классической музыки. В Гаспре жили проводники царской семьи, и когда поздно вечером из Ливадии домой верхом на коне возвращался Асан Толстой, личный проводник царя, обладая хорошим голосом, он пел крымскотатарские песни. Сельчане знали: Асан вернулся.
В юности я слушал рассказы своих родственников, которые работали в южнобережных санаториях и имели общение с руководителями советского государства. В Узбекистане эти бабушки радушно принимали своих гостей и не позволяли домашней детворе первыми тянуться за яствами на накрытом столе. Окрик: «Бу мисяфирьлере» (это для гостей) останавливал детей.
Встречи односельчан полезны для тех, кто занимается историей, этнографией. Языковедам, думаю, будет интересно знать, что, например, гаспринцы, говорят: не хочу — стемийрим, не знаю — бильмийрим, кукуруза — назут.
Хочется отметить полезную работу наших краеведов, которые берутся за выпуск книг о своих деревнях и односельчанах. История населенных пунктов богата событиями и той духовной жизнью, которая должна обязательно передаваться грядущим поколениям.
Для организации встречи односельчан требуются финансовые расходы. Необходимо установить «свадебный шатер», столы и скамьи для старшего поколения. Без музыки не будет веселья. Безусловно, хорошо бы накормить всех пловом. У многолетних организаторов многие вопросы уже наработаны. Гости делают взносы и во время праздника, но изначальная сумма необходима.
Сформирован оргкомитет, в который вошли: Эмир Меджитов, Асан Куршутов, Эльдар Сеитбекиров, Улькер Сеитбекирова.
Желающих принять участие во встрече односельчан деревень Гаспра, Кореиз и Мисхор просим сделать благотворительные взносы на организационные вопросы. Консультация по телефону: +7-978-899-65-05.
Встречаясь, общаясь на малой родине, соотечественники несколько часов живут жизнью своих предков, получая от них глоток светлой энергии. Здесь каждый сантиметр земли напоминает о том, кто ты есть в этом мире.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог