В последнее время крымскотатарское общество неоднократно сталкивается с вопросами, выдаваемыми инициаторами как восстановление исторической памяти и торжество справедливости, на самом же деле они что ни на есть политические шаги с определенной мотивацией и имеющие уже отрицательный результат в общественной практике.
Время от времени будируемая тема о массовом коллаборационизме народа, а теперь и переименование Крыма, на фоне до сих пор не восстановленной топонимии полуострова, есть унижение крымских татар, игра на национальных чувствах, вызывающая негодование.
Дискуссии в СМИ и социальных сетях наглядно демонстрируют силу слова у людей компетентных, занимающихся проблемами не один год. Иметь лишь горячее сердце для аргументов и отстаивания позиции явно недостаточно, необходима профессиональная подготовка, знания, которые просто так не достаются.
Одна из наук, охватывающая данную сферу – история. Получить историческое образование не всегда было доступно. Элитный факультет в местах ссылки редко распахивал двери для крымских татар. Ситуация стала меняться после массового возвращения народа в Крым. Но снятие ограничений не решило до конца проблему наличия кадров. Как отмечает заведующий кафедрой истории КИПУ Эмиль Сейдалиев: «Историю любят многие, но становиться профессиональными историками не хотят. Изучать ее приходится всю жизнь, при этом довольствоваться низкой оплатой труда. А профессия археолога вообще требует часто жертвовать интересами семьи».
Но как бы то ни было, крымские татары получают высшее историческое образование, защищают диссертации, есть у них на сегодняшний день кандидаты и доктора наук.
В Крыму существуют два основных вуза, готовящих историков, – это КФУ и КИПУ. И если исторический факультет Таврической академии КФУ имеет уже вековой опыт работы, то кафедра истории КИПУ насчитывает немногим более 10 лет. Профессорско-преподавательский состав этой кафедры – бывшие выпускники и аспиранты КФУ, сегодня сделали заявку на собственную историческую школу, и результаты вступительной кампании красочно свидетельствуют об этом.
Проведя определенную выборку среди студентов-первокурсников, поступивших на бюджет, мы получили следующие результаты. Напомним, что поступление осуществлялось по итогам сдачи ЕГЭ, следовательно, абитуриенты имели возможность подать документы в любой из вузов. И в Таврическую академию КФУ и в КИПУ на специальность «история» за счет бюджетного финансирования поступили по 6 крымских татар. Притом, если наивысший балл среди крымских татар, отдавших предпочтение КФУ, составлял 201, то в КИПУ – 225 баллов. По сумме имеющихся баллов, четверо крымских татар – студентов КИПУ, находились бы в проходной части списка поступающих в КФУ, вненациональный принцип расширил бы список еще больше, но все эти абитуриенты сделали шаг в пользу КИПУ. По мнению доктора исторических наук Владимира Полякова, могут быть разные версии, влияющие на выбор:
«Вступительную кампанию, в части набора на специальность «история», кафедра истории КИПУ если и не выиграла, то уж точно не проиграла. Судя по тому, как абитуриенты сдали ЕГЭ, говорить о том, что лучшие прошли мимо КИПУ, уже не приходится. К тому же, необычно высокая «славянская» составляющая будущих историков в КИПУ подтверждает «общекрымский» статус вуза. К сожалению, практика последних лет показала, что, как отдельные историки, так и авторские коллективы, стали центром нагнетания татарофобии. Во многом это связано с тем, что на смену ученым, которые сформировались еще как «шестидесятники», пришло новое поколение, которое в истории ищет не ответы на мучительные вопросы, а следует постулату: «Писать о том, что «все знают». И потому крымскотатарские студенты должны читать или выслушивать о «народе-предателе», о «20 тысячах дезертиров», о комфортном переселении в теплый Узбекистан и т.д. То есть на выбор студентов оказывают влияние и личности преподавателей. В КИПУ произошел курьезный случай. В приемную комиссию пришла школьница крымская татарка и спросила: «Я хочу учиться у Владимира Полякова, куда мне сдавать документы?».
Кафедра истории КИПУ сегодня, благодаря той работе, которую проводят ее сотрудники, получила признание всего крымскотатарского народа. Сейчас стоит вопрос о том, удастся ли создать научную школу, которая будет правдиво освещать историю крымских татар.
Сегодня кафедра истории КИПУ начинает сотрудничество со школьниками, которые уже в своих МАНовских работах будут создавать основу своей будущей научной деятельности во благо народа.
Мы обращаемся к дедушкам, бабушкам, отцам, матерям, с тем, чтобы вы помогли своим детям в профессиональном выборе. На кафедре истории готовы к собеседованию и дальнейшей подготовке школьников к их будущей научной работе».
Наличие здоровой конкуренции между вузами, научными школами, безусловно, факт положительный. ЕГЭ уравнивает возможности каждого ученика, независимо от социального положения, национальной и расовой принадлежности, позволяет проявить себя и свои знания. Результаты ЕГЭ – лицо каждой общеобразовательной школы, объективный показатель работы педагогического коллектива и составленной учебной программы.
Сведения о студентах позволяют определить предпочтения у народа. История сегодня явно не в приоритете у крымских татар: из 25 отведенных мест в КИПУ только 6 были заняты ими. Единицы оказались способными поступить на юридический факультет КФУ. Зато достойно они представлены в медицинской академии. Прагматизм в выборе профессии дело понятное, но оставлять без должного внимания важные отрасли и направления жизнедеятельности, в конце концов, окажется делом непростительным. Озвученные нами тема и проблемы должны быть постоянно в поле зрения крымскотатарского общества.
comments powered by HyperComments