Курс валют USD 0 EUR 0

Мир ислама

Комментариев: 0
Просмотров: 615

Статья И. Гаспринского, опубликованная в издании «Шафак»

1881, 9 августа

(Перевод Л.ДЖЕЛИЛОВОЙ)

 

До принятия славной веры ислам арабы пребывали в невежестве и ужасном состоянии, были дикими львами пустыни. Они не ведали об искусствах, вере праведной, человеколюбии, то есть обо всем том, что есть часть культуры. Словно газели и лани, они один из классов человечества. В большом доме человечества были они отдельной горницей, живя так в пустыне, и слабые были отделены от сильных, и жили они в таком положении.

И после такой темной ночи взошло солнце над миром, излучая во все стороны свет свой, и исчезло зло. Луч Мухаммеда появился и избавил пустыню от невежества и неведения, одарив светом своим. Арабский народ узнал ценность наук и учения, сделал украшением своим веру ислама, просветился народ, берег благо и благом этим делиться начал. По закону Божьему стали жить, по закону прекрасной веры ислама, физически и морально выпрямляясь, стали духовно расти. Племена их стали собирать в села и создавать города, день ото дня развивали они свои искусства и торговлю. Культура арабов состоит в основном из учений и богатств племен. Для появления видов искусств там очень скоро стали удивляться всему западному, с удивлением познавать это.

Эта радость и оптимизм… есть последовательные звенья открытой веры ислам, и бедуины, таким образом, были приобщены к наукам и искусству. Ислам и мир мусульман подобны большому океану. Спасение судна — в его процветании и укреплении, в развитии и порядке. Исламская религия — это корабль, который вынесет самых стойких к берегу спасения и жизни. Вера ислам — развивающая вера, и посему те, кто идет за ней, будет вечно счастлив в обоих мирах, душою и телом. Более того, вера эта и бренную жизнь делает счастливой. Через сто пятьдесят лет после наступления счастливых дней арабы настолько стали сильны и могущи, что их армия и военные силы стали превосходить остальных, осуществляя многие завоевания. Торговая мощь арабов открыла им пути к привлечению и сбору мировых сокровищ и казны: высокие горы и огромные моря дали возможность арабам упорядочить свою систему суда. Промышленная мощь и науки, фабрики и сельское хозяйство достигли такого уровня, что горькие плоды фруктов и овощей налились медом. Произрастают зелень, мятные степные травы, разные культуры цветов, пряности и деревья, питаемые водами рек, а также сады и баштаны, которым нет конца. В заключение хотелось бы сказать, что необходимые для культурной жизни продукты человек получает от рек и степи, посему, пользуясь производными рек и степи, он никогда не останется в нужде.

Единоправное управление арабов в прошлые века, чиновничество, долгое величие и представительство сегодня никому из мусульманских держав удержать не удалось. Чтобы понять, насколько были прогрессивными арабы того времени, отметим, что в эпоху третьего Халифа Андалусии Абдуррахмана1 все богатство и имущество страны и ее правителей было намного больше европейского. Великим престолом и столицей Халифата был город Кордоба с более чем миллионным народонаселением, двумястами медресе, тремя сотнями хамамов и пятьюстами соборными мечетями. В одной библиотеке этого города было более ста тысяч томов книг. Оставшиеся от тех времен здания и дворцы и по сей день удивляют искушенных знаниями людей. На протяжении всего берега реки Кебир были раскинуты прекрасные сады, баштаны, фабрики. Местность была освоена знающими дело людьми, сегодня же она пуста, разрушена и безлюдна. Таким было положение дел во времена багдадского халифа Харуна Эль Решида2.

[Мусульмане], воспитанные исламской цивилизацией, преклонялись перед ее величием. В Андалусии памятники были в порядке. В Багдаде во времена правления Харуна Эль Решида народ и дела государственные находились в достоинстве. Дела воспитания и образования полностью соответствовали определенной системе и методу. Ученые, люди искусства, поэты и философы имели достойный образ жизни. Везде и повсюду было много искусства, наук. А жизнь наполняли многие образованные лица. По этой причине сегодня там изобилие и достаток. В старые времена воспитательных учреждений и школ было много. Не как сегодня. В медресе Кордобы, Багдада и Египта было не менее десяти, пятнадцати учителей-наставников. Каждый из них владел науками и некоторыми искусствами, которые и преподавал. В этих медресе преподавали точные науки, философию, логику, астрономию, химию, анатомию, учения о растениях и животных, математику и геометрию, а также историю, географию и другие науки. Молодежь, обучающаяся в этих медресе, приносила пользу своей державе в тех науках, в которых преуспела.

Остальные, неверные и прочие, пребывали в невежестве и неведении, хотя некоторые из них и становились учениками медресе, вырастая в науках. Они научились у арабов ходить за моря, строить большие мосты, заниматься садами и выращивать баштаны, делая любые измерения, познали науки. Европейцы и те научились у арабов исчислению часов и времени, измерять деньги на весах. Сегодня европейцы, преуспевшие во всех сферах науки, социума и промышленности, достигшие в этом высокого уровня, видят мусульман отсталыми, по их мнению, мусульмане безграмотны, невоспитанны и являют [собой] народ, далекий от культуры и этики. И это мнение созвучно с таковым положением арабов.

В блеске обманном мнимое превосходство.

Без труда нет результата и пользы.

И старание и упорство во главе всего.

И слово шариата в ходу повсюду.

Если сегодня мусульмане и отстают от европейских народов в искусстве и творчестве, то талантов и самородков у них немало. Однако у нас нет необходимых для этого инструментов. Даже если их и нет, разве мы не можем, как это было в прошлом, получать образование по [различным] наукам и искусствам? Мы можем поучиться у французов, которые, кстати, учились наукам и искусству у наших предков. В государстве османском, в Египте и Индии до этих времен были открыты небольшие новометодные школы, функция которых состояла в служении делу просвещения. Дай же Бог, чтобы и в России для мусульман были переведены нужные учебные книги на их родные языки, открывались новометодные школы для получения необходимого общего образования. По слухам, дошедшим до нас, известно, что для [решения] этого вопроса и к национальной чести необходимые действия предпринимаются.

 

1 Абд ар-Рахман I, по прозвищу «ад-Дахилъ» (Пришелец) (731-788) — эмир с 756 г., основатель династии кордовских Омейядов, правившей большей частью Испании до 1031 г. и эмирата на Пиренейском полуострове.

 

2 Харун ар-Рашид (763/766-809) — арабский халиф, правитель Аббасидского халифата в 786-809 гг.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог