Курс валют USD 0 EUR 0

Музыкальное «Путешествие в Крым» Алима Куртмеметова

Комментариев: 0
Просмотров: 260

Путешественник XIX века Евгений Марков в книге «Очерки Крыма» описал звуки, которые издает тулуп-зурна: «Вдруг раздались нежные, за душу хватающие звуки…. Это старый чабан играл на волынке. Я в первый раз услышал игру на волынке. Играл мастер своего дела, и игра меня поразила. Такую близость поэтически настроенной души к инструменту, выражающему это настроение, редко найдешь в другом инструменте… Дудки поют как свирель, только полнее и резче, а меха гудят и ревут, давая общий фон переливам темы. Дудки тут солисты, меха – хор под сурдинку…».
В первой половине XX века вместе с угасанием понятия «чобан» стал исчезать и этот инструмент. Известный этнограф Г.Бонч-Осмоловский писал: «Яркий образ чабана, в одиночестве годами пасшего свои стада на Яйле, почти отошел в область преданий. Исчезают из обихода их музыкальные инструменты тулуп-зурна и хавал…».
Эти описания теперь тоже далекие предания, и звуки этих инструментов, к сожалению, теперь редко услышишь.
Но сегодня хотелось бы рассказать о молодом кларнетисте, победителе интернет-конкурса музыкальных исполнителей «Surprisig Stars», финал которого состоялся в Нидерландах (2018 г.), артисте Крымскотатарского фольклорного ансамбля «Къырым», Крымскотатарского государственного академического музыкально-драматического театра — Алиме Куртмеметове. В его руках по-новому зазвучали старинные крымские инструменты — къавал, зурна, мей, багълама и ряд других.


У Алима просто не было выбора, как он сам полушутя говорит, вокруг в семье, в роду все музыканты: дедушка играл на скрипке, бабушка имела музыкальный дар, хорошо пела, отец — аккордеонист, аранжировщик, руководитель группы «Kerch Band», мама окончила факультет хорового дирижирования, дяди: один — скрипач, другой — барабанщик. Не хватало для полного комплекта духовика, поэтому отец в девятилетнем возрасте записал Алима в керченскую музыкальную школу на флейту, позже он перешел на кларнет. С тех пор жизнь его неразрывно связана с музыкой, и не одним только кларнетом, с десятком различных инструментов, игрой на которых с годами он самостоятельно увлеченно овладел.
Алим Куртмеметов — выпускник Симферопольского музыкального училища, факультета искусств университета Мармара (Турция), продолжает обучение в Крымском университете культуры, искусств и туризма, играет в составе ансамбля «Несиль», пишет музыку к спектаклям Керченского драматического театра им. А.Пушкина, занимается аранжировкой. Алиму в свое время выпала честь солировать на джазовом фестивале в Голландии в сопровождении известного «Metropole Orchestre», играл в ресторане круизного лайнера. Объездил много стран, слушал разную музыку, проникся особой любовью к этно-музыке, фолк-джазу.
— Во время учебы в Турции я заметил, насколько турецкая музыкальная школа высоко поддерживается государством. Молодежь вовлекается в музыку, ей оказывается всяческая поддержка, организовываются различные площадки, на которых музыканты могут представить себя, свое творчество, исполнение, есть все условия и возможности для профессионального роста, — делится Алим. – Только при должной поддержке государства можно быть уверенным, что народное музыкальное искусство сохранится, будет целенаправленно развиваться.
Дома у Алима Куртмеметова своя студия звукозаписи и с десяток различных музыкальных инструментов, пару месяцев назад он приобрел багъламу (саз), успешно осваивает. Многие свадьбы в Крыму украсил своим музыкальным сопровождением популярный ансамбль «Несиль», в котором Алим выступает в качестве кларнетиста, саксофониста и аранжировщика. Он выпустил свой музыкальный альбом «K?r?m’a Yolculuk» (Путешествие в Крым), в который вошли десять композиций, готовит второй, снял ряд музыкальных клипов.
На минувшей неделе в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия прошла творческая встреча с молодым музыкантом, где он представил ряд духовых инструментов, продемонстрировал их звучание и исполнил несколько мелодий.
По словам Алима Куртмеметова, в сборнике Яя Шерфединова упоминаются дилли къавал (язычковая свирель) и дильсиз къавал (безязычковая свирель), сегодня искусство изготовления многих народных инструментов утрачено, заказывать их приходится в специализированных артелях за рубежом. Необходимо возродить и сохранить эти инструменты, их изготовление и обучение игре на них. Быть может, в музыкальных школах и училищах в классах народных инструментов появятся и такие специальности.
Одной из основных своих задач Алим Куртмеметов считает поиск пути популяризации народной музыки. Ничто не статично в этом мире, все движется, и стагнация в музыке недопустима, — уверен он. – Нужно применять разные жанры, создавать миксы, чтобы крымскотатарская музыка стала востребованной и популярной в любой точке мира, и для развития культуры и искусства важна реальная поддержка государства.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог