На минувшей неделе в Крымскотатарском государственном академическом музыкально-драматическом театре состоялась премьера спектакля «Эки асыр арасында» («На стыке двух веков»), посвященная 170-летию со дня рождения выдающегося просветителя, общественного деятеля, издателя Исмаила Гаспринского и рассказывающая о его жизни и деятельности.
Директор театра Зарема Билялова, выступая перед зрителями, подчеркнула знаменательность данного события, вписывающего еще одну страницу в историю театрального искусства. Предваряя просмотр спектакля, профессор Исмаил Керимов, долгие годы работавший над изучением жизни и деятельности И. Гаспринского, газет и журналов, издававшихся под его редакторством, отметил величие этой личности с мировым именем. В 1910 году французский журнал «La Revue du Monde Musulman» номинировал Исмаила Гаспринского на Нобелевскую премию Мира с формулировкой «за духовную, нравственную и культурную деятельность во имя прогресса». И сегодня, спустя более века после смерти просветителя, ставшей невосполнимой утратой для всего человечества, весьма интересно видение режиссера, сценариста и актеров, представляющих на сцене Крымскотатарского театра жизнь и события той сложной и противоречивой эпохи, — завершил свое выступление И. Керимов.
Появление на свет будущего гения, годы его учебы в Воронежском кадетском корпусе, Московской военной гимназии, жизнь во Франции, где он успел поработать личным секретарем писателя Ивана Тургенева, работа над «Французскими письмами», возвращение в родной Крым, семейные взаимоотношения и издательская деятельность, фрагменты из его художественного произведения «Молла Аббас» — переплетались на сцене с глубокими размышлениями о власти, застрявшей в прошлом, о людях, живущих пленниками на своих землях, о пагубности приспособленчества и необходимости проявлять рвение не только к молитвам, но и к труду и просвещению.
Став родоначальником просветительского движения народов Востока, изменив систему преподавания в школах в пользу более светского метода обучения, Гаспринский внес неоценимый вклад в развитие образования. Но как ему было невероятно трудно бороться с предрассудками и косностью общества, злобно настроенными муллами, его душевные тревоги и переживания помогли зрителю увидеть в этой незаурядной личности прежде всего человека со своими слабостями и страстями.
Рефреном в спектакле звучит знаменитый девиз Гаспринского «Тильде, фикирде, иште бирлик» – «Единство в языке, вере и делах», с годами приобретающий все большую актуальность.
Можно сказать, что эксперимент Крымскотатарского театра, создающего театральными постановками своеобразную галерею образов прославленных сынов и дочерей нашего народа, находит отклик в сердцах зрителей, и такие постановки, как «Амет-Хан – коклернинъ султаны» (Амет-Хан – небесный султан), «Алиме» (об отважной разведчице Алиме Абденановой) и сегодняшняя «Эки асыр арасында» (о просветителе Гаспринском), дают старт возрождению на сцене новых имен из плеяды не менее достойнейших личностей.
Творческая группа, задействованная в постановке спектакля
comments powered by HyperComments