Курс валют USD 0 EUR 0

Настоящие Учителя  растят элиту нации

Комментариев: 0
Просмотров: 43

 

О благородном и ответственном труде учителя много пишут и говорят, особенно в канун их профессионального праздника. Им посвящают стихи, песни, снимают о них фильмы. Есть достаточно благодарных отзывов и воспоминаний у каждого из нас о любимом и уважаемом учителе. Учителе, который был наставником, старшим другом, образцом для подражания. Но, как и в любой профессии, среди педагогов встречаются и такие, кто порочат это высокое звание.

Если заглянем в свое школьное прошлое, в первую очередь вспоминаются первый учитель и те, кто сумел оставить светлые, яркие и добрые чувства. Хотелось бы выразить свою искреннюю признательность своей первой учительнице Антонине Алексеевне Фроловой. В первый класс я пошла в местах спецпоселений моих родителей, где волею судьбы и репрессивной политики сталинского режима оказался наш народ. В далеком от родины предков городе Андижане. Это была только отстроенная новая школа на 1500 учеников. И это был первый набор первоклашек. На большой торжественной линейке 1 сентября нам, перепуганным и растерянным ученикам, вручили новенькие картонные портфели, обтянутые черным дерматином, с большой серебристой застежкой посередине. Со школьного двора нас повела в свой класс мягкой, но уверенной походкой Антонина Алексеевна. Ее умелый индивидуальный подход к первашам-малышам, благородство и профессионализм плодотворно сказывались на эффективности учебного и воспитательного процесса. С ней я освоила свои первые буквы и цифры, ей обязана за свой аккуратный почерк и похвальную грамоту за отличное окончание начальных классов. К тихой и застенчивой девчушке, не решавшейся отвечать у доски перед всем классом, она нашла свой ключик и позволяла отвечать после урока наедине с ней. Мягко, вызывая доверие к себе и вселяя ­уверенность в каждого ученика, она вела по черточкам и палочкам, буквам и цифрам в неведомую, но такую безграничную и увлекательную Страну Знаний.  Помогая познавать себя и мир вокруг, ценить добро и дружбу.

А вот в среднем звене с классным руководителем — учителем математики и геометрии, отношения сложились не у всех в классе, в их числе оказалась и я. У нее был свой «избирательный» подход к ученикам, напрямую­ зависящий от влиятельности их родителей. Властная, бесцеремонная, подавляющая своим «авторитетом». Поэтому-то период обучения с 4 по 8 классы как-то выпал из моего радужного детского восприятия.

Но в 9 классе у нас сменился классный руководитель. Им стала  учитель химии Лидия Александровна Денисова – высокая, статная, строгая – она запомнилась справедливо требовательным подходом ко всем и доскональным знанием своего предмета. Последние два года школы для меня и всего класса стали интересными, яркими и запоминающимися. Класс сплотился и стал проявлять активность в школьной жизни, организовывая концертные программы и конкурсы, собираясь друг у друга на дни рождения. Мы ходили к своему руководителю в гости, навещали и пили с ней чай с очень вкусным вареньем. Мы выросли и в своих глазах как личности, раскрыли в себе скрытые качества и особенности, не боялись высказывать свое мнение.

В истории Крыма и его народа отдельной главой можно выделить имена многих талантливых педагогов, представляющих мощную армию просвещения. Пожалуй, если составить библиографический справочник крымскотатарских учителей, то он будет состоять из нескольких томов. Перелистав сборник «Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944 гг.)» Дмитрия Урсу, включающий сведения о 188 персоналиях, насчитала среди них около 80 учителей. В их числе и те, кто всю жизнь посвятил преподаванию, и те, кто учительствовал какой-то период своей жизни. А ведь в справочнике рассматривается лишь временной отрезок в 20 с лишним лет – с 1921 по 1944 годы. А если охватить весь период нашей истории?! За мой 30-летний журналистский стаж мне довелось писать статьи о десятках учителей современности. А также о людях разных профессий, возрастов, которые в своих интервью с благодарностью говорили о своих учителях.

«Моим первым учителем был Фурмамбет-оджа. Он тоже попал в депортации в Джалалкудук, и умер там в 1954 году. Он был очень хорошим человеком, всех нас, детей, любил как родных. В 1941 году я окончил первый класс и уже хорошо писал и читал. Наступил 1953 год. Я заканчивал 10 класс. В те годы для поступления в ташкентские вузы крымским татарам требовалось получить специальное разрешение МВД республики. Тогда я решил посоветоваться с моим первым учителем Фурмамбетом-оджа. Он сказал мне: «Ты способный парень, и смог бы поступить куда хочешь, но ты крымский татарин, и тебе не позволят. А вот в сельхозинститут тебя примут, ты получишь хорошую специальность». Весной 1953 года заранее подал заявление в райотдел МВД, чтобы после получения аттестата мне выдали разрешение на выезд в Ташкент для поступления в вуз. Когда мой учитель услышал новость о моем с товарищем поступлении, то заплакал от радости за нас, говорил, что мы будем первыми инженерами – выходцами из нашего крымского села», — делился воспоминаниями о своем любимом учителе  Шевкет Кадыров, занимавший руководящие должности на хлопкоочистительном и консервном заводах в Андижане.

Еще интересный эпизод из жизни рассказал мне в своем интервью известный и уважаемый в народе учитель и лексикограф Сейран Усеинов: «Самым ценным в начале моей деятельности был для меня подарок Зейнеб-апте Лятиф-заде. Она работала учительницей, и при выселении из Крыма в узелок сложила несколько учебников  и Русско-крымскотатарский словарь для начальной школы, 1940 года издания. Я поехал к ней в г.Кува, она была очень рада, что будущий учитель интересуется родным языком, и искренне желая его сохранения, подарила этот раритет мне».

А учитель и журналист Адиль Сеитбекиров, 28 лет посвятивший школе, в интервью накануне его восьмидесятилетнего юбилея, рассуждал:

«Все эти годы я старался дать ученику на уроке полную и разностороннюю информацию по теме и возможность высказать свою точку зрения, даже если она идет вразрез с общепринятой, но при условии, если ученик укажет источник: литературу, автора, откуда он эту информацию почерпнул, он должен обосновать и отстоять свои знания. Учитывая­ особенности территорий, где жил и работал, древнюю историю народов, ее населявших, подбирал для учеников и темы рефератов. На уроке должен быть задействован весь класс. Трех-четырех учеников вызывал к доске, поделенной мелом на 3-4 части соответственно, где один, к примеру,  должен выписать основные даты опрашиваемой темы, другой – территории, захваченные в ходе военных действий, третий — основные события, четвертый – предпосылки и последствия тех или иных событий. Еще один ученик готовится у карты, пока другой отвечает по заданной теме. Те, кто дополнят ответы стоящих у доски,  зададут им вопросы, тоже поощряются оценками. В оставшееся от объяснения новой темы и ее закрепления время гоняю еще одного ученика по картам. И не обязательно историческим, но и физическим, ученик должен ориентироваться в географическом расположении морей, океанов, государств.

И там и здесь (имелось ввиду в местах спецпоселений и уже после возвращения на родину — Г.Ч.) бывали разные учителя, мне приходилось слышать в учительской мучительное: «Скорей бы уроки закончились, и домой – корову доить». Работа учителя не заканчивается звонком с последнего урока. Это постоянный труд над собой, постоянное совершенствование своих знаний».

Могу много привести интересных эпизодов,  воспоминаний и фактов из моих бесед с учителями, десятки лет проработавшими в школе. Можно изучать биографии учителей – расстрелянных в годы репрессий, погибших в годы войны и депортации, их опыт и жизни заслуживают изучения и нашей памяти.

Молодежи, избравшей стезю учителя, стоит помнить о своей главной и ответственной миссии: растить элиту нации.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог