Фатима Аблязизова со своими ученицами
В этом кроется задача преподавателя детской музыкальной школы, — уверена Фатима Шевкетовна Аблязизова, преподаватель класса фортепиано Сакской детской музыкальной школы. Она преподает музыку более 25 лет.
С огромной любовью рассказывала Фатима-ханум о своей работе, учениках и музыке.
— Чтобы учить детей музыке, надо и детей и музыку любить!
Главная задача учителя музыкальной школы — пробудить интерес, увлечь, направить ребенка.
Специфика нашей работы — в необходимости ежедневных занятий. Ребенку нужно заниматься музыкой регулярно, иначе не будет результатов, от этого зависит творческий рост маленького музыканта.
После окончания Ташкентской государственной консерватории я преподавала в Джизакском музыкальном училище (которое сама окончила). Учащиеся здесь уже подготовлены, они приходят в училище после музыкальной школы.
А здесь, в школе (наша семья переехала в Саки в 2003 году, с 2005 года я преподаю в Сакской детской музыкальной школе), приходит маленький человечек, и ты его с нуля обучаешь музыке. С детьми очень интересно. Есть дети, которые сами хотят учиться музыке, есть те, кого родители приводят (иной раз для того, чтобы дитя было занято и не проводило время после школы на улице).
Вначале дети разглядывают инструмент, хотят его потрогать, пощупать, нажать на клавиши.
И учителю нужно потрудиться, чтобы объяснить, настроить ребенка, что учиться музыке — это ежедневный труд.
Кто-то из детей сразу вникает, настраивается на это.
А когда приходит результат — у ребенка появляется стимул работать дальше!
— Что дает музыка ребенку? Нужно ли всех детей приобщать к классической музыке?
— Музыка производит на человека неизгладимое впечатление, передает неописуемые тончайшие состояния души.
Если научить ребенка этой эмоции — слушать, воспринимать музыку, он становится тоньше душой. Дети, обучающиеся музыке, воспитаннее, они тоньше чувствуют мир, они мягче в общении, у них развит кругозор, ведь изучают они разнообразные дисциплины, помогающие постичь красоту, — теорию, историю музыки, сольфеджио…
В классической музыке заложено отражение общечеловеческих ценностей, гармония, красота и любовь. Воспитывать детей на классической музыке — это значит воспитывать гармонично развитую личность.
У меня были несколько учениц — внутренне необыкновенно музыкальные дети. Им не надо было много объяснять — они сами чувствовали музыку, они участвовали в районных, городских, республиканских конкурсах, занимали призовые места.
Ныне одна из них, Полина Харитонова, учится в музыкальном училище. Знаете, удивительно, когда я предлагала ей к исполнению джазовые произведения, она просто преображалась.
Одаренные дети так тонко воспринимают музыку!
— Одаренные дети — редкость?
— За весь период моей работы в Сакской музыкальной школе, повторюсь, были несколько детей с незаурядными музыкальными способностями. Но, считаю, способности нужно развивать. Даже при скромных способностях усидчивый ребенок может дать хорошие результаты в обучении.
— Ваш главный педагогический принцип?
— Не столько сделать из ученика профессионального музыканта, сколько сделать его человечнее, возвышеннее, благороднее.
Чтобы ученик умел слышать в музыке разнообразие человеческих эмоций и переживаний, чтобы умел передать в музыке палитру чувств.
— Крымскотатарскую музыку используете в преподавательской деятельности?
— Ритмически крымскотатарская музыка сложна, мелодический язык своеобразен, технически не все дети могут справиться, исполнять крымскотатарскую музыку.
Я использую произведения из альбомов обработок крымскотатарских народных мелодий наших крымскотатарских композиторов.
— Ваш совет начинающим ученикам музыкальной школы.
— Кроме того, что любить и хотеть заниматься музыкой, нужно осознать, что это огромный труд, а не просто времяпрепровождение за инструментом, нужно понимать, что ты делаешь и чего хочешь достичь.
Музыка — владычица наших эмоций, пробуждает, волнует, увлекает.
Прикоснувшись к клавишам фортепиано, обрушить на слушателей каскад завораживающих звуков — чтобы замерли сердца и забылось время. И может быть из сегодняшних учеников музыкальных школ завтра вырастут известные музыканты. Ах, эта тайная извечная мечта преподавателя музыкальной школы, всей душой любящего свою работу, музыку и детей!
comments powered by HyperComments