З. Бекирова в Крыму
К 105-летию со дня рождения (1913 -1999 гг.) Зулейхи Бекировой
Зуре ПИНКА, методист Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия
Через жизненный путь одного человека порой можно проследить историю народа, упадок и развитие какого-либо вида промысла.
Судьба художника прикладного искусства, специалиста по ткачеству, гобеленам, крымскотатарской традиционной вышивке Зулейхи Бекировой — яркий образец развития, падения, а затем возрождения традиционной крымскотатарской вышивки.
Зулейха Бекирова родилась 23 мая 1913 года в д. Моллалар Перекопского уезда Таврической губернии.
Ее зоркий взгляд, наполненный любопытством и жаждой познания, часто останавливался на золотошвейных изделиях из бабушкиного сундука. Разнообразные цветочные и геометрические орнаменты, изображения стилизованных роз, тюльпанов, гвоздик и многих других узоров уводили девочку в мир фантазий. Она, затаив дыхание, с огромным любопытством наблюдала за мамой и бабушкой, вышивавшими золотной и шелковой нитью на домотканых полотнах. Традиционно искусство национальной вышивки бережно сохранялось в семьях, передаваясь из поколения в поколение. Так Зулейха переняла от матери и бабушки, которые были прекрасными вышивальщицами, секреты и тонкости крымскотатрской вышивки. Изделия, вышитые девушкой, отличались чистотой исполнения и изысканностью, и она была принята в художественно-кустарную артель «Эски Орьнек» («Старинный узор») в городе Евпатории, организованную П. Чепуриной. С 1930 по 1932 годы наставницей Зулейхи по традиционной вышивке и ткачеству была известная мастерица, ее тетя, Адавие Эфендиева. В 1932 году ее, как лучшую ученицу, по направлению «Крымшвейпромсоюза», отправили на учебу в Московский художественно-промышленный техникум. С 1936 по 1940 гг., после окончания техникума, она работала в лаборатории научно-исследовательского Института художественной промышленности по специальности ковроткачество. Зулейха Бекирова принимала участие в научных экспедициях института в Казахстан и республики Средней Азии, ею был собран и изучен богатый материал по искусству ковроткачества. На основе собранных материалов она разрабатывала собственные оригинальные эскизы ковров с национальными орнаментами для ковровых производств Казахстана, Северной Осетии и других регионов.
С 1937 года З. Бекирова принимала активное участие в многочисленных выставках всесоюзного и международного значения. Ее работы экспонировались в Киеве (1939 г.) и Нью-Йорке (1939 г.). Для выставки в Нью-Йорке по эскизу Зулейхи Бекировой был соткан ковер «Верблюды», который хранится в фондах Музея народного искусства им. Станиславского. Также ее работы хранятся в музеях Крыма, Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, Ашхабада.
В 1939 году Зулейху Бекирову приняли в Союз художников СССР.
С 1940 по 1948 годы она училась в Московском институте декоративного и прикладного искусства на отделении художественной керамики, где ее преподавателями были В. Кондратьев, Б. Ланге, П. Вильямс и др.
Судьба подарила ей прекрасные встречи с известными и талантливыми деятелями, среди которых профессор В. Фаворский, живописец П. Кончаловский и др.
С 1949 по 1952 годы она училась в творческой аспирантуре при НИИ художественной промышленности. Работая над диссертацией «Декоративное оформление ковровыми изделиями зрительного зала Ашхабадского драматического театра», она проявилась как историк и исследователь коврового искусства. С 1948 по 1968 годы Зулейха Бекирова занималась педагогической деятельностью, преподавая специальные дисциплины в Московском художественном техникуме. В ней удивительным образом сочетался большой мастер и талантливый педагог.
Зулейха Бекирова занималась любимым делом, воплощая свои замыслы в гобеленах, один из которых — «Озарение» хранится в фондах Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия. Ее мечтой было поделиться своими знаниями, опытом со своим народом, реализовать это удалось в 1990 году.
По приглашению Координационного центра по возрождению крымскотатарской культуры Зулейха Бекирова приехала в Симферополь, и на базе малого предприятия «Орьнек» (основатель Сеитмемет Меметов) организовала курсы по возрождению национальной крымскотатарской традиционной вышивки. Обучила группу из 12 девушек техникам «татар ишлеме» (крымскотатарская двусторонняя глухая гладь), эсап (счетная вышивка), основным швам в этих техниках, и поделилась накопленным опытом, навыками и знаниями. Именно, благодаря Зулейхе Бекировой, сегодня жива традиционная крымскотатарская вышивка. Высокохудожественный вид искусства, в местах депортации подвергшийся полному забвению и исчезновению, был возрожден и получил развитие в конце XX столетия. Одна из наиболее способных и талантливых учениц Зулейхи Бекировой — Эльвира Османова, приняв эстафету, продолжила дело своего учителя.
На выставке «Неразрывная связь поколений», открывшейся 12 октября в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия, представлены гобелен Зулейхи Бекировой «Озарение», ее переписка с известным художником Мамутом Чурлу, искусствоведом Эльмирой Черкезовой. Выставка знакомит с работами ее учеников.
comments powered by HyperComments