На протяжении многих десятилетий мы можем наблюдать высокий уровень этнополитической мобилизации крымских татар. Этот глубинный процесс происходил постоянно, мог принимать скрытую форму и вновь вырываться наружу при благоприятных условиях.
Внешние вызовы рождали реакцию крымских татар, способствовали их сплочению, сподвигали к активному образу жизни.
Вспомним события в России в начале XX века, когда во время первой русской революции крымские татары, достигнув высокого уровня этнополитической мобилизации, смогли провести в депутаты Госдумы Решида Медиева. Последующие события в Крыму показали, что при своей малочисленности крымские татары представляли субъект политики, играющий в Крыму немаловажную роль. После Февральской революции каждый политический игрок вынужден был считаться с крымскотатарской силой, а этнополитическая мобилизация народа позволила добиться провозглашения в 1921 году Крымской АССР. Активность народа, направленная на достижение целей, позволила решать задачи политического, социально-экономического и культурно-просветительного плана.
После насильственного выселения в 1944 году, условия комендантского режима и статус спецпереселенца, казалось бы, подвели черту под существованием народа, но пережив тяжелейший период, народ вновь оказался способен мобилизоваться и начать борьбу за возвращение в Крым и восстановление прав.
Все достижения последних десятилетий произошли благодаря этнополитической мобилизации. Зов Родины побуждал оставлять обустроенные места и двигаться навстречу трудностям. Мобилизовавшись, народ смог взять землю и строить дома, одновременно заполняя все ниши крымской жизни. Он защищал свои жизненно необходимые ресурсы, вырабатывал собственную политику, добивался восстановления прав.
Как отмечают исследователи: «Любому современному государству присуща этнополитическая мобилизация, в целом, без данного процесса невозможно развитие общества». Соглашаясь с утверждением, для себя отметим, что если ослабевает этнополитическая мобилизация, проблемы, насущные вопросы не решаются, а дальше загоняются в тупик. Для нас важны условия сплочения крымских татар, где базой консолидации является наша крымская земля и крымскотатарская идентичность.
В последние годы активность народа была больше направлена на решение вопросов социально-экономического характера. Доминированию личных интересов, стремлению к улучшению материального благосостояния способствовала в какой-то степени внутренняя политика государства, ограничивающая площадную политику и выстроившая жесткую вертикаль власти. Российский экономический багаж в какой-то момент дал возможность многим гражданам обзавестись личным автомобилем, бюджетникам – руководству и среднему звену работников учреждений — получать хорошую зарплату, наладившим бизнес – развиваться. Даже те, кто раньше в ущерб личным интересам занимался бескорыстно общественной деятельностью, после оставления таковой, сегодня сконцентрировался исключительно на получении материальных благ. Можно скептически относиться к такому повороту дел, но такой период мы уже проходили в 1970—1980-е годы, и из него извлекли максимальную пользу. Ничуть не утратив стремления возвращения в Крым, народ в «застойные времена» наращивал свой капитал в виде недвижимости и финансов, которые в перспективе позволили переехать в Крым, приобретя жилье, или начать строительство здесь нового дома. Мы не ехали на Родину с двумя чемоданами, а отгружали контейнеры, закладывая основу для будущей жизни.
Неотъемлемой частью этнополитической мобилизации является социокультурный фактор, который включает в себя историческую память, религию, идеологию и другие культурные особенности.
С помощью культурных ценностей, просвещения И. Гаспринский готовил этнополитическую мобилизацию. Его гуманистические идеи закладывались в основу борьбы, а ученики претворяли их в жизнь.
Знания возрождают историческую память, которая обязывает помнить свое родство, тот путь, который в истории проделал народ, то наследие, которое он оставил для человечества. Прошлое заставляет не дремать в настоящем и постоянно думать о будущем. Противоестественное положение народа побуждает его к действиям, выравнивающим ситуацию. В этот момент важно выработать национальную идею – реальную, достижимую, поддерживаемую как внутри общества, так и извне.
Немаловажное значение имеет символическая политика, являясь составляющей социокультурного фактора. Политические символы, консолидируя общество, побуждают его к Движению. Ими могут выступать флаг, гимн, лозунг, историческая дата, известные личности и многое другое. Народы, государства стремятся определить для себя такие символы, в каком-то смысле они показывают настроение общества.
За десятилетия борьбы крымские татары выработали свои политические символы. Что касается исторических личностей, то здесь превалируют просветители, гуманисты, сторонники парламентаризма. Они воздействуют на разум и чувства народа. Совершенно осознано народом были установлены памятники национальным лидерам — Исмаилу Гаспринскому, Решиду Медиеву, Номану Челебиджихану. Историческое наследие этих людей укрепляет национальное самосознание крымских татар и указывает пути борьбы за свои интересы. Искусственно создаваемые символы чаще не приживаются в крымскотатарской среде и являются показателем, что со взглядами и чаяниями народа необходимо считаться.
Наш народ в Крыму определяют политическим субъектом, для поддержания данного статуса необходимы постоянные инициативы, кропотливая работа и достижения в тех или иных вопросах. Исторический момент обязывает ко многому, и каждый на своем месте будет незаменим.
comments powered by HyperComments