Курс валют USD 0 EUR 0

О роли влияния партии на умы и настроения граждан

Комментариев: 0
Просмотров: 692

Эльдар СЕИТБЕКИРОВ, «ГК»

агитплакат

Книги несут информацию тысячелетий. Текущая жизнь наполняет новые страницы. С возрастом в той или иной степени пополняется багаж знаний, а крутые виражи общественной действительности дают возможность прошлое сравнивать с настоящим и прогнозировать будущее. О многих сторонах  советского социалистического строя я знаю не по книгам, а из жизни. Идеология в той системе играла первостепенную роль. Партия решающая и направляющая сила общества, партийные органы стояли над государственными структурами. Идеология и пропаганда стремились каждого индивида не оставить наедине со своими критическими мыслями, воздействовали не только через СМИ, но и посредством живого общения на систематических, обязательных политических занятиях в каждом учреждении, организациях и предприятиях. Всему есть начало, всему имеется конец. Разложение системы проистекало стремительно, неспособность преодолеть противоречия предрекло ее конец. Заданная тема очень обширная, мы же рассмотрим совсем маленький ее фрагмент – отдельные моменты становления системы в Крыму, и в этом нам помогут архивные документы:  «Циркулярные письма обкома РКП (б) окружкомам по агитационно-пропагандистской работе, обращения» за 1922 г.»

Большую роль советская власть отводила партийной клубной работе.  В своем циркуляре за 1922 год секретарь Крымского обкома партии Израилович писал:

— Партийный клуб должен  явиться резонатором коллективной мысли партийной организации, учреждением, чутко реагирующим на все ненормальности внутрипартийных отношений, на все  болезни и шатания, не изжитые еще партией, должен явиться лабораторией товарищеской спайки и личного сближения коммунистов между собой.

— Вся работа клуба протекает под знаком углубления революционно-марксистского мышления коммунистов, и расширения их политических и экономических знаний. Всякая поверхность, казенщина и показная трескучесть должны общими усилиями активных работников клуба изгоняться из его обихода. Каждый доклад, дискуссия, реферат могут получить свое место в клубе лишь после детальной, продуманной научно-марксистской обработки, расширяющей до необходимых пределов принципиальные стороны затронутого вопроса.

— При клубе существует партийная библиотека-читальня.

— Правлением клуба издается клубный журнал, освещающий его работу и отдельные его достижения.

Как оказалось, многие пункты обкомовского циркуляра и через 80-90 лет имели универсальное значение. После крушения советской власти, возникновения многопартийности партийные антиподы коммунистов и общественные организации также стремились создавать свои библиотеки, издавать газеты и журналы, т.е. бороться за умы и настроения людей.

Тесно с идеологией связана культивируемая в той или иной степени государством историческая память. Что помнить и как помнить – прерогатива интересов государства, его правящей элиты. Новые названия городов, сел, улиц, их переименования четко вписаны в государственную политику. Спонтанности здесь практически не бывает. Еще в советское время, проживая в Узбекистане, наблюдал, что ни школа, в каком-либо городе, то носит имя Ленина, Крупской, Ломоносова, Хамзы, Беруни и т.д., часто среди узбекских населенных пунктов встречались названия, к примеру, XXIII  партсъезда, Кремль и другие. В процессе знакомства с архивными документами 1930-х годов встречаются совхозы и колхозы имени действующих руководителей Крыма, затем наверняка переименованных после очередных государственных репрессий и зачисток. Вопрос наименований и переименований определялся в партийных органах, при каждом правителе он претерпевал изменения, а тогда, в 1922-м, в циркуляре обкома партии он звучал так:

«В ряде пунктов Крыма наблюдаются случаи, когда по инициативе партийных товарищей вновь открываемые учреждения (главным образом просветительные) связываются с именами местных ответственных работников. Областной комитет считает, что подобное поведение обнаруживает недостаток тактичности местных товарищей, связанных с непониманием политического смысла и агитационного значения указанной меры, широко практикуемой в силу сложившихся традиций.

Присвоив учреждению имя кого-либо из вождей коммунистической революции или работников, погибших на революционном посту, рассчитывается на лучшие чувства беспартийной массы, которая, несмотря на всю культурную отсталость, тем не менее, в силу массового инстинкта отдает дань уважения тому или иному крупному революционному деятелю. Что же касается местных работников, то обычно связывание их  имен с вывеской культурных учреждений отнюдь не воспринимается широкими массами: во-первых, в силу незнакомства таковых с данными работниками и, во-вторых, служит лишь выражением настроения небольшого коллектива, очень часто окрашенного оттенком подобострастия к вышестоящему начальству. Поэтому Обком предлагает окружкомам в случае возникновения подобных предложений со стороны отдельных групп партработников руководствоваться в своем решении следующими положениями:

  1. Наиболее приемлемым с политической и агитационной стороны является присвоение учреждению имени выдающихся и известных широкой массе деятелей революционного движения Мирового и Российского (Маркс, Энгельс, Либкнехт, Ленин, Троцкий и т.п.).
  2. В случаях, если по местным условиям это является целесообразным, учреждению может быть присвоено имя какого-либо из работников (крымского или данного пункта), погибших в революционное время от белогвардейцев и проч.
  3. Всякая ведомственность в этом вопросе (присвоение имени руководителей соответствующих крымских наркоматов и других органов власти) должна быть решительно осуждена.
  4. В отдельных случаях, когда такое мероприятие вызывается настоятельным требованием широкой массы, испрашивать каждый раз разрешения Обкома партии».

В СССР атеизм был составной частью государственной идеологии. Из поколения в поколение формировалась «новая личность». Казалось, религиозность должна была быть полностью искоренена. Однако с развитием социализма наблюдалось послабление в религиозных ограничениях. Это мы могли наблюдать на примере жизни наших семей, в которых соблюдалось проведение всех религиозных обрядов, связанных с церемониями свадеб и похорон. На заре же советской власти, когда происходила ломка мышления, настойчивые циркуляры обкома партии всем окружкомам гласили: «В Областной комитет поступили сведения, что часто практикуются при религиозных похоронах, как военных, так иногда и гражданских лиц, участие воинских частей со своими оркестрами. Не считая необходимым разъяснять окружкомам все нелепости такой картины, когда во главе процессий шествует поп со всем своим чадом, а с другой стороны участвуют наши красные части, психологически настроенные антирелигиозно и поэтому выражающие часто недовольство, ОК предлагает принять всевозможные меры к ликвидации вышеуказанной ненормальности. О принятых мерах и результатах сообщить в очередном докладе».

Рассматривая всего лишь несколько примеров из жизни народа и государства, мы можем уже утверждать, что ни одна сторона жизнедеятельности общества не оставалась без внимания новой политической системы, обеспечившей свое существование на протяжении 70 лет. Идеология не выносит вакуума, пустота обязательно должна быть заполнена, но чем – задача уже современников. Уметь делать выводы, — удел мудрого общества, которого прошлое чему-то научило. В моем же распоряжении имеются материалы о борьбе со взяточничеством и пьянством в тот же период – в 1920-е, и о них  мы поговорим в последующих статьях.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог