Супруги Иззет и Васфие Хаировы
Деревня, где он родился, утопала в зелени. Раскинувший свои дворы на южном склоне величественного Чатыр-Дага Корбекуль дал родине многих известных сыновей. Горы формировали характер, природа наделяла умом и сообразительностью, а труд, великий труд корбекульца в своем созидании изумлял окружающих.
Время неумолимо бежит вперед, люди, отжив свой век, оставляют память о себе добрыми или злыми делами. Но он Борец, борец за права своего народа, публичная личность. Мне на жизненном пути приходилось сталкиваться с разными деятелями, но Он друг, старший товарищ – аркадаш, и в последние годы я мысленно желал отодвинуть насколько можно дальше тот момент, когда придется писать эти строки.
21 июля 2021 года не стало Иззета-ага Хаирова.
В последние годы здоровье сильно ограничило подвижность Иззета-ага, но не снизило его активности. Во время последнего нашего общения в мае он живо интересовался текущими событиями и новостями, просил изложить личную точку зрения на процессы, происходящие внутри народа, делился собственными размышлениями по их поводу.
Иззет-ага был человек, общение с которым обогащало внутренний мир, давало пищу для ума, помогало упорядочить мысли и вывести их на новый уровень понимания. Он очень любил общаться с людьми, был крайне внимателен и уважителен к ним, помнил практически всех, с кем когда-то встречался или взаимодействовал. Он был кладезь воспоминаний о ветеранах, начинавших и строивших национальное движение. Этими воспоминаниями и размышлениями он щедро делился с молодежью, которая приобщалась к движению и часто приходила к нему.
Из-за проклятой коронавирусной инфекции пришлось резко ограничить посещение своих друзей, особенно старшего поколения, и в этой ситуации остается только сетовать, пожелать всем здравия и мира и ждать, когда снова можно будет видеться, жать друг другу руки и общаться не скрывая улыбок в масках.
Пишу эти строки, а в памяти всплывают события середины 1990-х, когда лично познакомился с Иззетом-ага, до этого о нем читал только в книгах. В редакцию пришел невысокого роста добродушный мужчина и начал рассказывать о положении крымских татар в Узбекистане, с какими трудностями приходится сталкиваться соотечественникам при возвращении на родину. Позже, спустя некоторое время, когда были собраны сведения и сформированы мысли, Иззет-ага изложил свою позицию в интервью «Голосу Крыма».
Иззет Хаиров и поэт Эскендер Фазыл
Расценивая крымских татар как потенциальных мигрантов, И. Хаиров указывал на проблемы, в значительной степени тормозящие переезд. Связаны они были с сокрушительным падением цен на недвижимость в Узбекистане, проблемой снятия с личных банковских счетов денежных вкладов, ограничений на вывоз валюты (до $500 на человека), вырученной с продажи дома, таможенных ограничений на товары при пересечении границы, несовершенной процедуры выхода из гражданства Узбекистана, отмены ряда действовавших железнодорожных маршрутов в крымском направлении и дороговизны авиабилетов. Иззет-ага активно отстаивал идею открытия в Ташкенте офиса с целью оказания консультативно-правовой помощи соотечественникам. К сожалению, его предложение так и не получило поддержки в Крыму и осталось нереализованным, хотя другие государства, проявляя заботу о своих соотечественниках, такие офисы открыли.
Кто общался с ветеранами крымскотатарского национального движения, прекрасно знаком с особенностями характера каждого. У кого-то он взрывной, кто-то упрям, на слуху те, кто блистал интеллектом. Иззет-ага в повседневности — мягкий, рассудительный, человечный, в деле – предельно принципиальный. Не в его правилах было заниматься интригами или использовать метод давления на коллег. Мне самому, тогда молодому журналисту, довелось оказаться в ситуации, когда меня довольно настойчиво просили поставить подпись под одним документом, позицию которого я до конца не разделял. Были уговоры, крики. Иззет-ага, видя категоричный отказ, приказным тоном потребовал от всех покинуть мой кабинет. Именно в тот момент я разглядел человека, готового считаться с чужим мнением, умеющего прощать и не таить зла, способного анализировать, критически оценивать ситуацию и двигаться к цели, объединяя единомышленников.
Приведу еще один жизненный эпизод, который не раз отмечал в беседах Иззет Хаиров. Постигшие народ беды выработали у основной массы репрессированных крымских татар негативное отношение к правоохранительным органам. Когда приходили с проверками, обыском, задержаниями, активисты реагировали по-разному: одни молча выражали ненависть, другие, например, как Решат Джемилев, кричали, что поставили бы всех коммунистов к стенке, а Иззет-ага просил жену угостить всех кофе. В жизни бывают случайности, а, может быть, закономерности? Но когда в 1975 году Васфие Хаирову попытались обвинить в спекуляции (их большая многодетная семья выживала за счет изготовления и продажи засоленных помидоров, огурцов и капусты), пришедший с обыском старший группы незаметно шепнул ей, чтобы она настаивала на том, что сажает все овощи здесь, в своем огороде. «В огороде отсутствуют корни», — возразила Васфие-апте, но тот сослался на полное незнание сослуживцами сельского хозяйства. Дело о спекуляции было закрыто.
Ветераны национального движения: Иззет Хаиров, Идрис Асанин, Мерьем Озенбашлы и Ребер Аблаев
Иззет-ага, несмотря на свой возраст и здоровье, не снижал активности и озабоченности будущим своего народа. Он указывал на необходимость, пока живы участники событий, исследовать тему «первопроходцев» — тех, кто возвращался в Крым в 1960-е – 1980-е годы, в доперестроечный период. Эти семьи взвалили на себя огромный груз борьбы, прокладывая путь на родину. Годами терпя лишения, без прописки, квалифицированной работы, практически не имея возможности дать детям высшее образование, они своим присутствием в Крыму, вопреки запретам и противодействию, еще раз демонстрировали единство Земли и Народа.
Не давал покоя Иззету-ага вопрос расстрелянных под Чатыр-Дагом фронтовиков-крымских татар, вернувшихся домой после окончания войны. Следует отметить, что документально подтвержденные факты по этому поводу пока науке не известны, имеются устные свидетельства, но не от прямых очевидцев. После победы на президентских выборах в 2005 году В. Ющенко, группа ветеранов крымскотатарского национального движения, в числе которых был и Иззет Хаиров, встретилась с региональным руководством службы безопасности и обратилась к нему с просьбой предоставить документы, подтверждающие факт расстрела. Ответ последовал отрицательный из-за «отсутствия таковых». Так что до сегодняшнего дня вопрос остается открытым. Прошлое учит, помогает избежать ошибок в будущем. Иззет-агъа всегда повторял, что без знаний прошлого нет будущего.
Иззет Хаиров, участвуя в национальном движении, не сотворял себе кумиров, шел своим путем, борясь с сопутствующими несправедливостями. Нередко оказываясь в меньшинстве, он бывал «биваем» своими оппонентами внутри движения, но это только укрепляло его взгляды. Приходилось вновь и вновь вести беседы, проводить переговоры, отстаивать свою точку зрения, но злость и обиду он отпускал.
В свое время, во второй половине 1980-х, молодая писательница Сабрие Сеутова на одной из встреч, размахивая пальцем, пыталась отчитать Иззета-ага за критику лидеров, но потом сама, рассорившись с ними, упрекала Хаировых за их кровное родство. Кто тогда мог предположить, что через 15 лет именно Иззет-ага возьмется и возглавит кампанию по всенародному сбору средств, изготовлению и установке надмогильного камня Сабрие Сеутовой.
Дом у Иззета-ага был всегда полон людей, семья радушно принимала родственников, соратников, гостей. Хозяин практиковал организацию в своем доме тематических встреч, на которых поднимались и рассматривались различные вопросы, касающиеся крымскотатарской жизни. В них принимали участие ученые, общественники, краеведы и др. Здесь можно было видеть обсуждающих проблему участия крымских татар во Второй мировой войне Владимира Полякова и Рефика Куртсеитова, имеющиеся фотографии напомнили о «слете» корбекульцев, заинтересованных в выходе книги об односельчанах. Впоследствии проект реализовала Гульджихан Рейзова.
С кем только не пришлось сидеть в этом гостеприимном доме за праздничным столом. Здесь бывали Рефат Аппазов, Фикрет Юртер, Андрей Григоренко, Решат Джемилев и многие-многие другие известные соотечественники. Сам Иззет-ага, по мере возможности, старался посещать своих соотечественников, и даже побывав в Лондоне, нанес визит писателю Дженгизу Дагджи.
Как старейшего участника национального движения Иззета-ага крайне беспокоил вопрос идеологии и национальной идеи. В одном из своих материалов он отмечал: «Как показала практика 1960 – 1980-х годов, всякая политическая борьба тогда способна чего-либо достигнуть, когда общественная деятельность высоко организована, ориентирована на конкретную цель и опирается на четко разработанные и принятые обществом моральные критерии и принципы, которые, собственно, и составляют основу идеологии».
Огромной заслугой соратников он считал обеспечение «суверенности» национального движения, ограждения его от внешних воздействий и выбора мирного, ненасильственного метода борьбы.
«Важные качества состава основной части действующих инициативных групп национального движения – это демократизм в обращениях друг с другом, социальное равенство активистов движения, коллегиальность в решении любых вопросов, открытость и гласность во взаимоотношениях соратников, отсутствие «звездной болезни» у лидеров движения, абсолютное неприятие подхалимства и заискивания друг перед другом, независимость в суждениях, согласованность в действиях», — писал И. Хаиров.
Мне он неоднократно говорил, что глубоко признателен всем людям доброй воли, диссидентам, оказывавшим поддержку крымским татарам, но было бы заблуждением считать ведущей их роль в нашей борьбе. Они были одиночки, а за нами стоял народ.
Наличие конструктивной оппозиции в национальном движении является необходимым условием для поддержания демократических устоев, плюрализма мнений, она — пилюля от застоя и скатывания к авторитаризму, — убеждал Иззет-ага.
— В чем же сила была ваша? — поинтересовался я во время одной из наших бесед.
— Сила крымскотатарского национального движения заключалась в правде, — ответил он.
Прах Иззета Хаирова покоится на кладбище села Мамут-Султан (Доброе). С высоты холма открывается изумительный вид на Салгирскую долину, утопающую в зелени. Виднеется вершина Чатыр-Дага, у подножия которой, там, за Ангарским перевалом, раскинулась деревня Корбекуль, малая Родина нашего героя. О таких, как Иззет-ага, говорят – Совесть нации!
comments powered by HyperComments