Курс валют USD 0 EUR 0

«Одержимый»   или С чего начинается Родина

Комментариев: 0
Просмотров: 518

Крымскотатарский кинематограф сделал еще один шаг навстречу своему будущему. 10 августа в Симферополе состоялся закрытый показ крымскотатарского художественного короткометражного фильма «MÜPTEL» (Одержимый).  Очередная частная инициатива, за счет внебюджетных средств, позволила реализовать проект, уже получивший резонанс среди общественности. Когда фильм появится в открытом доступе, безусловно, мнений, обсуждений будет предостаточно. Необходимо отдать должное Наджие Феми, выступившей продюсером фильма, и Эльмару Аблаеву — автору сценария, режиссеру-постановщику.  Когда перед зрителями предстала вся команда, работавшая над проектом, то среди них доминировала молодежь, что особо радует и обнадеживает в будущих успехах.

В каждом фильме есть главные герои, со своими ролями прекрасно справились артист Крымского музыкального театра Арсен Джемилев и известная крымскотатарская художница Зарема Трасинова, сыгравшая роль бабушки.

Во время показа на экране можно было узнать много знакомых лиц, задействованных в эпизодических ролях, и неслучайно Арзы Селим, много лет отдавшая работе тележурналиста, оставила в социальных сетях свой комментарий:

«И снова размышления… Упущено время! Золотое, бесценное время. Время молодости актеров, время их силы, сценической отваги. Когда могли и делали!!!

Если собрать те крупицы — киноленты с крымскотатарской тематикой и участием крымскотатарских  артистов, то их можно посчитать по пальцам.

Луиза Усеинова, Асие Муждабаева, Алие Темиркаяева, Диляра Аджимамбетова, Мустафа Куртмуллаев, Эшреф Ягьяев и еще целый ряд имен должны были остаться на кинопленке. Они были такие яркие 20 лет назад. Столько огня и сил было. Ту же Зарему Трасинову, известную художницу и редкой красоты женщину, ведь можно было снимать и снимать. Дочь актера довоенного театра Абдурамана Джелилева, Зарема с детства впитывала дух театра. Тем более что подруги ее мамы Сюндюз-ханум сплошь были актрисами нашего театра.

Эльмар Аблаев, Наджие Феми, Зарема Трасинова, Арсен Джемилев

 

Посмотрев вчера фильм-короткометражку, подумала: а ведь была бы выдающейся актрисой театра и кино наша Зарема-ханум. Так органично, естественно сыграла роль бабушки главного героя. Так что, «актриса родилась» не вчера, как было сказано, а много лет назад…

Очень жаль, что киноиндустрия крымских татар одна из самых не развивающихся отраслей, как довоенного периода, так и после возвращения на родину».

Критический взгляд на наше недавнее прошлое – дело необходимое, но без решительных шагов навстречу цели осмысление не будет результативным.

Красной нитью в фильме проходит тема любви к Родине, забота о ней, укоренение в Крыму его коренного народа после нескольких десятилетий ссылки, которое невозможно осуществить без наличия земли, и пороки, возникающие на пути национального возрождения.

Эрнест, главный герой фильма, — успешный крымский риелтор, ведет мажорный образ жизни. В сюжете молодежь ищет и находит развлечения в баре, ночном клубе, где зачастую громыхает не крымскотатарская музыка.

Тема музыкального воспитания нередко поднималась в СМИ, на круглых столах, но с плеча здесь рубить нельзя. Мир многообразен, от взаимодействия и взаимообогащения культур устраниться практически невозможно, главное — сохранить в таких контактах национально-культурную идентичность.

В свое время мой дед, родившийся в начале XX века, мне рассказывал, как пропадал на танцах, проводимых на летних площадках южнобережных крымских санаториев. Досуг у родителей, которым сейчас уже за 80, проходил в городских парках, где играл духовой оркестр. Мы бегали по дискотекам, которые заканчивались в 10—11 часов вечера, теперь же в 23.00 жизнь развлечений в ночном клубе только начинается, и до утра. Неудивительно, что в такой атмосфере межпоколенческий разрыв растет. У молодежи свои требования. Исключительные запреты приводят к недопониманию и конфликтам в семьях, вседозволенность — к скатыванию по наклонной. Где та золотая середина?

Яркий диалог в картине получился между бабушкой и Эрнестом. Обращение внука «битуся» возвращает нас к теме, часто поднимаемой филологами, о заимствованиях и искажениях крымскотатарского языка. А наставления бабушки, вырастившей внука, рано оставшегося без родителей, — о необходимости создания семьи, продолжении рода, отказа от безудержной погони за деньгами — напрочь отметаются Эрнестом, и даже оборачиваются укором ей, что живет в хоромах и не ценит его труд. Нет предела отчаянию бабушки, с горечью бросившей слова: «Не нужны мне хоромы, в них я, как в тюрьме».

Заданная тема, безусловно, актуальна, и точек зрения на вопрос накопления капитала и материального достатка будет превеликое множество, но естественный природный процесс — рождение детей, продолжение рода — для нас является священным, ибо оно отправное в деле существования этноса.

Как мы уже говорили, Эрнест успешный риелтор, в фокусе его интересов купля-продажа земли. В очередной раз наступил ответственный момент сделки, клиент оказался очень влиятельным человеком, и Эрнеста предупредили, что в случае срыва он поплатится головой. По сюжету сделка сорвалась по причине дорожной поломки автомобиля, на котором ехал на встречу наш герой. Страх за жизнь и обращение к Всевышнему в какой-то момент воздействовали на Эрнеста, заставили осмыслить свои действия и способы зарабатывания денег. Ведь не секрет, что земля, будучи объектом купли-продажи, нередко становилась товаром благодаря всевозможным незаконным схемам, особенно на ЮБК. Достаточно вспомнить времена, когда по предварительному сговору участки земли выделялись простому обывателю, затем за небольшую плату передавались посреднику, который, объединив их, перепродавал толстосумам.

Испокон веков земельный вопрос был крайне щепетильным, грешили на нем и классы, и сословия, и свободные граждане. В Крыму, например, отдельные крымские татары не прочь были поживиться за счет своих соотечественников. Так, исторические источники сообщают, что в конце XVIII века вакуфных земель на полуострове значилось около 300 тыс. десятин, а к началу XX века сократилось до 86,5 тыс. десятин, т.е. 2/3 этого богатого достояния было утеряно. Поэтому Номану Челебиджихану и его соратникам в 1917 году было важно забрать вакуфные земли и имущество из рук представителей старого Магометанского духовного правления и Вакуфной комиссии, заменив их состав.

В период массового возвращения крымских татар на родину земля давалась в результате упорной борьбы, поэтому в сознании крымских татар формировалось негативное отношение к ее продаже, будь то бесплатно выделенные участки под застройку в местах компактного проживания или земельные паи.

Отсюда, с самого новейшего времени, черпал идеи автор сценария, взявшись за перо и видеокамеру. При стремительном развитии жизни и общественных отношений связь поколений необходимо сохранять. Мудрость и знания в сочетании с инициативами и устремленностью будут давать хорошие результаты, а новым поколениям стоит помнить С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог