Насыщенная событиями и проблемами современная жизнь вновь отсылает нас в историческое прошлое, когда в крымскотатарской общественной жизни женское движение получило новый толчок в развитии.
В 1917 году крымскотатарское национальное движение, окрыленное идеями построения новой жизни, огромное внимание уделяло вопросу выстраивания гендерного равенства.
Само собой разумеющееся сегодняшнее положение женщины, защищенное законом в правах, в общественной и семейной жизни, еще сто лет назад было совсем не таким. Редактор газеты «Голос татар» Халиль Чапчакчи в №13 от 21 октября 1917 года писал: «Сама жизнь требовала от комитетов, а следовательно и от татарской демократии, отказа от устарелого, изжитого обычая затворничества с одной стороны, с другой же – признания настоятельной необходимости использования и мусульманкой прав, дарованных великой российской революцией всем гражданам, в течение веков и особенно в последние три года беспрестанно, быть может и бессознательно, несших неисчислимые жертвы в надежде на наступление ныне празднуемых светлых дней свободного существования.
Крымская мусульманка осознала свои интересы, определила свои цели и пошла вместе с татарской демократией.
В настоящее время 24 женских комитета объединяют мусульманок Крыма. Надо знать быт и нравы мусульманок вообще и крымских в частности, чтобы понять значение деятельности центрального комитета и тот переворот в умах и настроения крымских татар и татарок, свидетелями чего мы сейчас являемся. Разве можно забыть слова 60-летней, энергичной с быстрыми и еще огненными глазами старушки-татарки, председательницы одного из участковых комитетов о том, что она счастлива в сознании того, что хотя бы на закате своей жизни добилась участия в общественной работе, в мечтах о которой горела всю жизнь, но не могла участвовать только потому, что она была женщиной, в то время как ее же братьям это было более доступно. Эта старушка, как живая история мытарств, унижений, и оскорблений татарской женщины, беспрерывно вдохновляет своих юных помощниц на энергичную и активную борьбу за лучшее будущее мусульманки, за признание ее естественных прав всем мусульманским миром».
По свидетельству источников, один из первых женских комитетов был создан 17 апреля 1917 года на собрании в помещении Дерекойской школы. Оно избрало двух делегаток на съезд в Казань, целью которого было объединение мусульманских женщин как для защиты своих прав в семейной, общественной и государственной жизни, так и согласования своих действий во всем, что касается культурно-просветительских задач, поставленных обновленным строем государства и перед мусульманским женским миром. На этот съезд были избраны Д. Булгакова и А.Челебиева (учителя деревни Кызылташ).
С годами положение женщины менялось, а с повышением образовательного уровня населения, нормы морали, выработанные обществом, предоставляют ей широкие возможности, и даже доминировать в отдельных областях жизнедеятельности.
В своих материалах я не раз обращал внимание на ту роль, которую отвела история крымскотатарской женщине – матери, жене, дочери, особенно в тяжелые для народа годы, поэтому развитие женского движения в крымскотатарской среде имеет немаловажное значение.
Уже в новейшее время был реализован проект создания и функционирования крымскотатарских женских организаций, курирующий широкий спектр вопросов — от оказания гуманитарной помощи нуждающимся до проблем брошенных детей.
Желательно возобновление несколько стихшей в последние годы общественной активности крымскотатарских женщин, в том числе и путем создания новых общественных объединений.
Их участие в решении социально-экономических, культурно-просветительских, нравственных проблем, защита прав и противодействие всевозможным вызовам обуславливают необходимость широкого развития женского движения.
comments powered by HyperComments