Курс валют USD 0 EUR 0

Оркестр народных инструментов – национальное достояние

Комментариев: 0
Просмотров: 779

Оркестр крымскотатарских народных инструментов КИПУ

 

Айдер МУСТАФАЕВ

 

На днях в средней общеобразовательной школе №42 им. Э. Шемьи-Заде г. Симферополя состоялась лекция-концерт, в которой выступил студенческий оркестр крымскотатарских народных инструментов кафедры музыкально-инструментального искусства Крымского инженерно-педагогического университета. В качестве солистов оркестра выступили студенты кафедры вокального искусства и дирижирования. Лекционную часть параллельно с управлением коллективом вел кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-инструментального искусства Рустем Комурджи.

Доцент кафедры музыкально-инструментального искусства КИПУ С.Мамбетов подробно и популярно рассказал о правилах приема абитуриентов в Крымский инженерно-педагогический университет, раздал буклеты с информацией для родителей и желающих получить высшее образование по всем направлениям, имеющимся в университете.

Р. Комурджи ознакомил с краткой историей старинных крымскотатарских народных инструментов: саз, кеманче, уд, сантыр, а также продемонстрировал их звучание. Рассказав о создании и развитии в стенах КИПУ первого в истории крымских татар оркестра народных инструментов, лектор раскрыл некоторые особенности работы над формированием репертуара в «творческой лаборатории».

Программа студенческого оркестра, которая включала в себя произведения различных эпох, стилей и жанров, выстроена в лучших академических традициях на основе принципа хронологии и контраста. Отдавая дань памяти, времени и эпохе создания, первой прозвучала музыка, написанная одним из крымских ханов XVI века Бора Гази II Гирай Ханом  «Махур Пешреви».

Оркестр не ограничивает свой репертуар исполнением только крымскотатарской музыки. Это является важным фактором формирования у студентов поликультурного мировоззрения и толерантного отношения к культурным ценностям других народов. Примером тому служит ряд произведений, прозвучавших со сцены, в частности, русского композитора М.Ипполитова-Иванова «У становища» из симфонической сюиты «Тюркские фрагменты», испанского композитора П.Иттюральде «Греческая сюита» (соло на саксофоне —  магистрант кафедры музыкально-инструментального искусства Эмир Сеферов). Об этих и других пьесах Р.Комурджи говорит как об эксперименте, суть которого заключается в переложении на крымскотатарские народные инструменты и исполнении с помощью средств выразительности презентуемого со сцены оркестра.

Не оставили слушателей равнодушными  две пьесы известного аккордеониста С. Абкеримова «Память» и «Родной мотив», написанные для аккордеона. Интересной находкой в инструментовке для оркестра дирижером Р. Комурджи можно назвать тембровые созвучия и звуки уходящего поезда, передающие боль и трагедию народа.

Кроме инструментальных произведений в программу концерта включены вокальные произведения, прозвучавшие под аккомпанемент оркестра. Хорошо справились с исполнительскими и сценическими задачами студенты кафедры вокального искусства и дирижирования Сусанна Максутова с песней на стихи Б.Чобан-Заде и музыку И.Бахшиша «Булутлар», ансамбль «Танъ йылдызы» (руководитель — старший преподаватель кафедры вокального искусства и дирижирования Э.Сеитмеметова) на стихи Р.Али и музыку С.Какуры «Миллетим – Кырым, Ватаным — Кырым», Айше Рамазанова  (вокал), исполнившая песню Б. Дадашевой «Sen mutlu ol sevgillim», в которой оркестру удалось синтезировать элементы эстрадного жанра с народной музыкой.

Оркестровые номера были разбавлены исключительно сольными, где слушатели узнали имена студентов, успешно представлявших Крым на различных музыкальных форумах. Рамазан Эбулесов (класс доцента С.Мамбетова) исполнил Концертные вариации на тему «Очи черные», написанные Р. Вюртнером. Воспитанница З.Алиевой, студентка 3-го курса Анифе Дерман исполнила произведения Н. Велишаева и Ф.Салединова.

В качестве пожелания  хочется отметить, что слушатель, придя в зал, воспринимает оркестр в визуально-слуховом комплексе, поэтому к хорошему исполнению коллектива необходимо добавить общую форму или костюмы, соответствующие его исполнительскому стилю и жанру. И еще, отрадно, что в оркестре есть молодые люди, которые болеют за будущее культуры своего народа, перенимают опыт педагогов и готовы продолжить дело возрождения и развития музыкальной культуры крымских татар, начатое на кафедре музыкально-инструментального искусства КИПУ.

Оркестр народных инструментов является достоянием народа, как и театр, музей, библиотека и т. д. Мне довелось побывать на концертах известных коллективов, таких, как оркестр им. Осипова, Андреевский оркестр народных инструментов, хор им. Г. Веревки и его оркестр. В свое время эти коллективы начинали деятельность с небольшой группы энтузиастов и сподвижников, но годы упорного труда принесли им широкую заслуженную славу. Хочется надеяться, что оркестр народных инструментов КИПУ пойдет по этому же пути и в ближайшем будущем снискает себе такую же известность.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог