Курс валют USD 0 EUR 0

По старым  улочкам с Николаем АНИСИМОВЫМ

Комментариев: 0
Просмотров: 1 002

«Красное колесо» художника-графика и иконописца к «Исповеди старого паровоза» Ленифер Мамбетовой удостоено первого места

 

Сегодня наш читатель отправится в увлекательный экскурс в прошлое, настоящее и будущее замечательного художника, члена Национального союза художников Украины Николая Анисимова. Знакомство с его прекрасными работами  дарит удивительное ощущение крепкой и неразрывной связи времен. Погружаясь взглядом в его картины, окунаешься в яркий, насыщенный мир чувств и эмоций. Старые улочки,  архитектурные пейзажи крымских и украинских городов, сизую дымку, курящуюся над Демирджи, пронизанную тонкими, едва уловимыми,  лучами восходящего солнца  — передать это карандашом на бумаге так тонко, четко и, в то же время, просто – способен настоящий мастер.

Автопортрет

Автопортрет

 

Мастер, владеющий чарующей магией — глубоко осмысленно и прочувствованно  запечатлеть увиденное и донести зрителю через сплетение линий и штрихов, умело использовав технические приемы, сакральный смысл мироздания. В его картинах, словно на старых, пожелтевших от времени фотографиях,  застывшая мелодия улиц, увлекающих в прошлое города, золоченые купола церквей, в просвете улочек Евпатории необъятная ширь моря, устремленные ввысь минареты, черепичные крыши татарских беленых домиков, старая кофейня, гостеприимно распахнувшая двери. Да это же фотоснимок, искусно обработанный компьютерной графикой! – заявит неискушенный обыватель. В наши дни технические возможности компьютера, безусловно,  широко применяются во всех сферах жизни. Но смеем заверить вас, картины Анисимова живые, как и его карандаш, изготовленный по специальной технологии самим художником, и бумага, обработанная особым составом. Не зря в книге отзывов один из посетителей выставки Анисимова оставил следующую запись: «Они трогают за душу, потому что —  настоящие!».  Художник,  работы которого имели успех на выставках в Киеве, Львове, Полтаве, Каменецк-Подольске, Симферополе, Саках, Москве, Берлине, Потсдаме, Варшаве, сегодня наш гость.

 

«Красным колесом» по судьбам людей и народов

В предлагаемом в интернете конкурсе на лучшую в этом году иллюстрацию к произведениям, отобранным на издание британским издательским домом Hertfordshire Press, решил поучаствовать и Николай. «Я все-таки полиграфист, образование давит, — рассказывает художник. – Ознакомился с представленными работами. Близко воспринял стихотворение Ленифер Мамбетовой «Исповедь старого паровоза». В те смутные времена террор прокатился колесом, обагренным людской кровью, и по моим предкам. Прадед поплатился жизнью за отказ вступить в колхоз. Прабабушка, отсидев семь лет в лагере, так и не восприняла идею коллективизации. Помню в детстве, когда мы все большой семьей собирались, она с гордостью любила повторять: «А я вам не колхозница!».

Из более 50-ти представленных  на конкурс иллюстраций работа «Красное колесо» Николая Анисимова заняла первое место.

 

В детство — на  зимние каникулы

На Подолье, в с.Майдан-Александровский Виньковецкого района, сельская детвора мечтала о столичной жизни. Вот и Колька из крестьянской семьи староверов, имевшей в доме богатую библиотеку, неплохо учился, и в мечтах своих уносился за многие километры в сказочный Киев, где видел себя  — нет, не известным художником (хотя в школе хорошо рисовал), а прославленным футболистом в столичном «Динамо». Но судьбе оказалось виднее, и она заботливо вывела одиннадцатилетнего хлопца на творческую стезю. Николай поступил в Киевскую республиканскую  среднюю художественную школу для одаренных детей им.Т.Шевченко. Окунувшись в учебу, пришлось оставить занятия в секции по футболу. Его уровень знаний школьных предметов немного отставал от уровня столичных и городских ребят, и Николай усердно наверстывал,  зато в творчестве и тонком восприятии окружающего воспитанники интерната были на голову выше. Помните пушкинское: «В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны».  Первая учительница в художественной школе, дочь известного художника Сергея Григорьева – Майя Нечипоренко, сумела разглядеть в подростке из глубинки особое дарование и всячески опекала Николая.

Свои детские впечатления  от приездов домой на каникулы художник перенес на бумагу.  «Я любил зимние каникулы проводить в селе, наверное, поэтому картина «Зимние каникулы» мне нравится больше всех», — уверяет автор.

 

На службе у искусства

Службу в рядах Советской Армии Анисимов вспоминает с улыбкой. Попал в Москву. Прапорщик оказался  ценителем прекрасного, ознакомившись с личным делом Николая, поручил сделать копию картины Ивана Шишкина. Выполненной работой остался доволен.

«Я практически жил у прапорщика дома и писал копии. Помню, особо сложно давалась картина «Дождь в дубовом лесу». Но это все ж лучше, чем в наряде стоять или караул нести», — смеется Николай.

В годы учебы во Львовском полиграфическом институте им. И.Федорова (1984-1989) Николай познакомился со своей будущей супругой.  Галина  училась на инженера-технолога полиграфического производства и жила в общежитии в комнате по соседству. В студенческие годы будущий график проявил себя в различных конкурсах. Его работы были представлены в Москве и Варшаве на конкурсе политических плакатов, посвященном советско-польской дружбе. Окончив институт, Анисимов преподавал иконографию, историю написания шрифтов в художественно-промышленной школе при историко-архитектурном заповеднике в г.Каменец-Подольске. Как страшный сон он вспоминает годы своего директорства в этой школе, пришедшиеся на 1990-е. Когда-то востребованному  учебному заведению пришлось буквально выживать в условиях обрезки финансирования. Перестройка государственной системы без перестройки ума привела к серьезным последствиям во всех сферах производства. Школа закрылась, но самое приятное для учителя, считает Николай, когда его помнят ученики, поэтому, когда бывает в родном  Каменецк-Подольске (где живет сестра Антонина Штогрин, кстати, тоже художник), его радуют приветствия бывших учеников, узнающих своего учителя.

 

Свободный художник

Вот уже несколько лет Н.Анисимов с женой Галиной и сыном Константином живут в Крыму. Прихожане церквей в Алуште, Евпатории, Симферополе и Бахчисарае, греко-католического храма возносят свои молитвы Всевышнему у иконостасов, выполненных  и рукой профессионала-иконописца Николая Анисимова.  Им расписан фасад часовни Святого Луки  в Евпатории,  отреставрирована стена в церкви Святого Ильи в Евпатории. Какое-то время Николай жил при Успенском монастыре в Бахчисарае, работая над иконостасом.

 

— Как живется сегодня художнику?

— Я – свободный художник. Когда-то сотрудничал с издательством «Таврия», подготовил обложку и форзац к книге М.Зощенко. Выполнял иллюстрации к православному изданию «Дзвiн». В основном живу за счет заказов, продажи своих картин.

 

— Не жаль расставаться с работами, которым отдали часть своей души?

— Есть, конечно, картины, которые не продаю. Это обычно побывавшие на выставках работы, они особо значимы для меня. Бывает,  долго работаешь над каким-то портретом, практически сживаешься с ним, а когда продашь —  как будто чего-то не достает. Но для души сохраняю фотокопии своих работ.

 

— Ваше мнение по поводу известного утверждения «Хороший художник сытым не бывает»?

— Знаете ли, в бедности тоже ничего хорошего не сделаешь. Это утверждение, скорей всего, придумали скупые оценщики-галерейщики, чтобы сбавить цены на работы художников.

 

— Знакомы ли вы с творчеством крымскотатарских художников?

— Я хорошо знал Рамиза Нетовкина, мы часто пересекались  с ним на выставках. Это замечательный график. Его работы достойны высоких похвал. Утрата такого художника  — это трагедия.

 

— Кого из художников современности вы считаете авторитетом для себя?

— Евпаторийского художника-импрессиониста Владимира Филатова. Его работы находятся в Третьяковской галерее, музеях и частных коллекциях по всему миру. Произведения Филатова самые продаваемые в Крыму.

 

— Что вас спасает от разочарования, депрессии, сомнений по поводу верности избранного пути?

— Чашка кофе, позитивный настрой и работа. Тогда все встает на свои места. Нельзя, чтобы все вокруг было идеально и гладко. Хорошо, когда рядом все понимающая жена – моя муза. Родился внук, ему уже восемь месяцев. Жизнь продолжается – и нет никаких сомнений.

 

Нужно торопиться

Осталось совсем мало времени, чтобы сохранить хотя бы на бумаге прелесть старинных улочек Бахчисарая, фасадов домиков,  — говорит Николай. — Год, два и они разрушатся либо от времени, либо их перестроят. В планах сделать серию архитектурных пейзажей Бахчисарая. Конечно, хотелось бы издать книгу своих графических работ. Но делать экономвариант – не стоит, а качественный издательский продукт – дорогостоящий проект. Издательства ждут авторов с щедрыми спонсорами.

 

На свалке старого металла

Меня не всем дано узнать.

Людей рука меня ковала,

По рельсам птицей чтоб летать.

 

Моя душа была крылатой,

Я мчал вперед что было сил.

Улыбками людей богатый

Я счастье их в себе возил.

 

Летели дни по рельсам прямо,

В судьбу сливаясь и года.

Но память не дает упрямо

Забыть мне что-то навсегда.

 

В сорок четвертом это было,

Мне эту дату не забыть.

Хоть из железа — сердце ныло

И не хотело даже жить.

 

И стал я Гамлетом железным,

Вопрос решая: быть – не быть.

Себя считая бесполезным,

Весь мир желая изменить.

 

 

Бахчисарай

Бахчисарай

Зимнии каникулы

Зимние каникулы

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог