Курс валют USD 0 EUR 0

Праздники и памятные даты как показатель времен и нравов

Комментариев: 0
Просмотров: 806

 

Человечеством была выработана традиция определять даты и отмечать праздники. Какие? Зависело от государств, религий и идеологий. Если праздники воспринимались всеми категориями населения, то они становились общенародными, если нет, то индивидуальными, правящей верхушки или части общества.

Те или иные памятные даты – категория не постоянная, поэтому инициаторы их установления прилагали усилия для укоренения таковых в сознании людей путем пропаганды и поощрений, а при необходимости и методами принуждения. Так или иначе, на моей, крымского татарина, памяти, отмерявшего свой пятый десяток, помимо государственных — советских, украинских, российских, сохранились национальные праздники — Наврез, Хыдырлез и Дервиза, религиозные — Ораза и Курбан, а также нововведения, например, День крымскотатарского флага. К сожалению, какие еще государственные праздники, помимо религиозных, отмечались на территории Крымского ханства, нам не известно, возможно, когда-нибудь ситуация прояснится.

У соседствующих с крымскими татарами народов своя богатая история праздников. Так, в Российской империи в основном отмечались православно-религиозные праздники: Обрезание Господне (также Новый год), Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Богородицы и т.д. Были праздники, связанные с императорским двором: Коронование Их Императорских Величеств, Рождение Государя Императора, Восшествие на престол Государя Императора и другие.

После победы власти Советов и прихода новой идеологии в 1917 году, появились новые праздничные дни, при этом основные религиозные продолжали отмечаться на законном основании и только с годами предавались забвению и подлежали отмене.

Нововведения выглядели так: 22 января — День 9 января 1905 года; 12 марта — Низвержение самодержавия; 18 марта — День Парижской Коммуны; 1 мая — День Интернационала; 7 ноября — День Пролетарской Революции.

История самого революционного праздника для нас небезынтересна. Уже в 1928 году он отмечается не один, а два дня: 7-8 ноября. Позже получил наименование «Дни годовщины октябрьской революции», а затем — «годовщина Великой Октябрьской социалистической революции». С 2002 года 7 ноября это уже  «годовщина Октябрьской революции, день согласия и примирения», который с 2005 года становится рабочим днем. Зато 4 ноября определяется «Днем народного единства». В пояснительной записке к проекту закона отмечалось, что 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Как видим, с изменением идеологии в обществе меняются и дни народной радости и печали.

Как правило, празднуют победители, у побежденных больше памятных и траурных дат. Отношение в обществе к историческим событиям бывают полярно противоположными, несмотря на ровные взаимоотношения между национальностями и декларируемым государством равенством прав. Ведь история цивилизации это не только периоды мирного сосуществования, но и бесчеловечных войн. К примеру, в США второй понедельник октября празднуется как День Колумба. В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб достиг побережья Америки. Население США празднует годовщину открытия своей страны, посещая праздничные церковные службы и другие мероприятия. В некоторых городах проходят специальные службы, парады и большие торжественные церемонии. Но как с исторических позиций должно расценивать «открытие Америки» коренное индейское население США?

Во Франции популярен «День взятия Бастилии». Как отмечается в источниках, «масштаб торжества впечатляет: яркие фейерверки с военным парадом в столице транслируют по всем каналам. История праздника уходит корнями в Средние века, когда Бастилия была символом строгости режима. За долгие годы существования этой каменной тюрьмы в Париже в ней побывали многие известные исторические личности, включая знаменитого узника в маске. В 1789 году с взятия тюрьмы началась французская революция, изменившая жизнь страны, а место, где когда-то стояла ужасная темница, считается символом свободы и равенства».

Во время праздника проходит, в том числе, бал геев, а на Елисейских полях — военный парад, который обязательно возглавляет президент страны.

Как мы уже отмечали, если в России в честь освобождения от польских интервентов отмечают «День народного единства», то в Польше, наоборот, всенародным праздником является «Национальный праздник Независимости», когда 11 ноября 1918 года этот народ смог выйти из-под власти Германии, России и Австрии.

Сегодняшний турист с восхищением смотрит на Рим. 21 апреля проходит красочный праздник. В этот день устраивается конкурс красоты среди представительниц тех территорий, которые когда-то входили в состав Римской империи. Однако не стоит забывать, время-то древнее было, рабовладения и бесправного положения.

После распада СССР в России начал формироваться свой реестр праздников и памятных дней. Этот процесс продолжается по сей день. В начале августа вступила в законную силу новая памятная дата «19 апреля – День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи (1783 год)». В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» говорится следующее:

 

«Законопроектом устанавливается новая памятная дата России – 19 апреля – День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи (1783 год). В ее названии отражены подлинные геополитические события, побудившие 19 (8) апреля 1783 года Великую императрицу Екатерину II подписать Высочайший Манифест о принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую.

В Манифесте не упоминается о присоединении или иной форме авторитарного, а тем более силового влияния на вхождение Крымского полуострова в состав России.

Крым до принятия Манифеста имел давние исторические связи с Россией и являлся колыбелью русского православия. На крымской земле в I веке проповедовал христианство святой апостол Андрей Первозванный.  В 988 году в Херсонесе принял крещение святой равноапостольный великий князь Владимир — Креститель Руси. В Крыму создавали славянскую письменность святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Принятие 19 (8) апреля 1783 года Крыма под защиту Российской империи по просьбе его жителей, страдающих от войн, стало легитимной формой вхождения Крыма в состав России.

В июне 1783 года в Карасубазаре (ныне город Белогорск), князь Г.А.Потемкин-Таврический принял присягу татарской знати и представителей всех слоев крымского населения на верность Российской империи, что нашло отражение в присяжных листах.

Благодаря Манифесту жителям новых российских земель, включая крымских татар, были предоставлены равные права с другими подданными Российской империи, в том числе право на охрану и защиту личности, имущества, право на свободу вероисповедания, защиту религиозных и культовых сооружений.

В феврале 1784 года турецкое государство соответствующим актом признало главенство России над принятыми в ее состав территориями, что стало не только военной, но и дипломатической победой.

В июне 1783 года был заложен порт-крепость Севастополь («величественный») и учреждена Таврическая область, в которую вошли Крым и Тамань. Город Севастополь, где расположены уникальные незамерзающие зимой бухты, стал главной военно-морской базой Черноморского флота России.

Благодаря Манифесту, в Крыму началось развитие промышленности, земледелия, архитектуры. Полуостров по праву стал одним из экономических, рекреационно-туристических, культурных и военных центров юга России. С Крымом связан целый ряд значимых событий российской истории. В Крыму жили и творили многие выдающиеся деятели отечественной культуры. Здесь расположены исторические памятники и архитектурные сооружения, имеющие общероссийское значение.

В 1954 году решениями Президиумов Верховного Совета РСФСР и СССР Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. Эти решения противоречили Конституции РСФСР и Конституции СССР. В частности, Конституция СССР (пункт «д» статьи 14) вопросы утверждения изменений границ между союзными республиками относила к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления и не предусматривала полномочия Президиума Верховного Совета СССР по вопросу об изменении территорий союзных республик (статья 49).

Не учитывалось и то обстоятельство, что город Севастополь с 1948 года являлся городом республиканского подчинения и не мог быть передан в 1954 году в состав УССР вместе с Крымской областью. Таким образом, город Севастополь оставался под юрисдикцией РСФСР. В последующем российский федеральный статус города Севастополя был подтвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации №5359-1 от 9 июля 1993 года.

В советский и украинский периоды Крыма о значении Манифеста Великой императрицы Екатерины II умалчивалось.

С 1996 года по инициативе общественной организации «Русская община Крыма» началось системное восстановление памяти о важнейших событиях в истории Крыма и России. Одним из них было подписание в 1783 году Высочайшего Манифеста Великой императрицы Екатерины II. В городах и районах Крыма в память об историческом Манифесте стали проходить массовые праздничные мероприятия. Это вызывало жесткое противодействие украинских властей и украинских националистических организаций.  

Крымский референдум 16 марта 2014 года стал логическим продолжением истории российского Крыма, начало которой было положено Высочайшим Манифестом. Его итоги показали, что большинство жителей Крыма поддерживают воссоединение Крыма с Россией. Так, в Крыму 96,77% проголосовало за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, в городе Севастополе – 95,6 %. При этом явка превысила 83%, что, безусловно, свидетельствовало об абсолютной народной поддержке. В свою очередь, более 90% граждан Российской Федерации (по данным социологических исследований ВЦИОМ и ФОМ) поддержали решение о воссоединении Крыма и города Севастополя с Российской Федерацией.

Состоявшееся 18 марта 2014 года подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов восстановило историческую справедливость, позволило сохранить стабильность и мир на территории полуострова.

Установление новой памятной даты России подтверждает  непрерывность пребывания полуострова Крым и города Севастополя в составе Российского государства. Оно позволит привлечь внимание к судьбоносному для России решению – принятию 19 апреля 1783 года  Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи, месту и роли в этом выдающемся событии Великой императрицы Екатерины II и будет свидетельствовать об исторической обоснованности и правомерности референдума о воссоединении Крыма с Россией».

 

Итак, государственными мужами политическое обоснование документа изложено, закон принят. Такова конъюнктура политического момента и яркая демонстрация подхода к решению возникающих сегодня вопросов. Хотя следует оговорить, что сама российская историография изобилует материалами совершенно иных, противоположенных взглядов на события более двухвековой давности. В следующем году 19 апреля состоится официальное празднование. Как и какие мероприятия будут проходить? Поживем – увидим.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог