Курс валют USD 0 EUR 0

Пригласительная открытка с пророчеством

Комментариев: 0
Просмотров: 662

Возвращаясь к неисчерпаемой теме крымскотатарских свадеб, затронем одну (на первый взгляд, мелочь), но, действительно, немаловажную свадебную деталь — пригласительные открытки. Сегодня их неисчислимое множество — веер разнообразнейших, прелестных, чуть ли не произведений искусства — от самых простых до бархатистых, с блестками. Ну, вы сами знаете — видели, выбирали, получали, любовались, может, даже коллекционируете.

А какими были пригласительные открытки на свадьбы крымских татар в местах депортации в далекие 1960-е годы? Откроем старые альбомы наших родителей и бабушек и…

В 1960-е годы крымские татары только-только обживались в местах депортации, работали, учились, строили или достраивали свои дома и также, как сегодня, родители были озабочены вопросами женитьбы или замужества своих сыновей и дочерей. Жили более чем скромно, были мастерами на все руки, в быту обходились минимумом, и пригласительные открытки на свадьбы часто делали своими руками.

Лист ватмана, перо, тушь, краски и фотоаппарат, а также фотографии жениха и невесты — вот из чего часто создавался вестник будущей семьи — свадебная пригласительная открытка.

Автор одной из тех крымскотатарских пригласительных открыток — «шестидесяток», сочетавшийся браком 29 октября 1966 года в Самарканде, ныне отец троих детей и дед семерых внуков, рассказал нам, как он придумал и сделал пригласительную открытку на свою свадьбу: «В те годы открыто говорить и мечтать о возвращении на Родину крымские татары не смели. Но никто не мог помешать мне нарисовать пейзаж Крыма для моей свадебной пригласительной открытки.

Свою неистребимую мечту о возвращении на Родину я изобразил на листке бумаги «эзоповым» языком. Справа — нарисовал изображение архитектурного ансамбля Регистан в Самарканде, где я жил (вернее, его часть). Слева — стилизованный пейзаж Крыма с Аю-Дагом и восходящим солнцем (смысл — и для крымских татар взойдет солнце на Родине!). Горка груш и винограда внизу символизирует крымские фрукты. Обращение к приглашенным на свадьбу я изобразил в виде светлой дорожки и надписи: «Дорогой…». Это слово можно прочитать двояко: и в смысле Дорогой (Асан-ага, например), и в смысле «дорогой» (имеется в виду «дорогой в Крым»). Подразумевалось, что мы, жених с невестой (наше фото тоже имеется на открытке), когда-нибудь непременно вернемся из Самарканда в Крым светлой дорогой (что, в конце концов, и сбылось, через два с лишним десятка лет после свадьбы).

Изобразил эту мою задумку на листе ватмана, а также дату свадьбы, адрес, голубков и цветы — пером, тушью и красками художник в школе, где я работал.

Я сфотографировал изображенное на ватмане, с фотографиями жениха и невесты, распечатал открытки-фотографии — больше ста пятидесяти штук, вписал приглашенных и разослал гостям свадьбы.

Все, что на открытке изображено символами, сбылось.

А сама эта пригласительная открытка у нас в семье стала своего рода реликвией».

У кого сохранились подобные «исторические» пригласительные открытки, напишите. Думаем, кому-то будет интересно окунуться в атмосферу далеких 1960-х годов.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог