Курс валют USD 0 EUR 0

Qırımtatar çalğı aletleri

Комментариев: 0
Просмотров: 167

 

Улькер СЕИТБЕКИРОВА

Сегодня крымскотатарская музыка ассоциируется в первую очередь со скрипкой, аккордеоном, барабанами, кларнетом и даре. Именно с таким набором инструментов проходят свадьбы и другие торжества. Но крымскотатарская музыкальная культура богаче, чем может показаться на первый взгляд. 3 октября в библиотеке имени И. Гаспринского состоялась презентация набора открыток крымскотатарских музыкальных инструментов, над созданием которого трудились исследователь истории музыки и танца Рефат Иззетов, художник Мадина Марзоева (Пунова), музыкант, исследователь истории музыки Игорь Ходжаниязов. Продюсером проекта выступила Наджие Феми —  основатель CANLI Production. Набор включает в себя 12 открыток с 14 музыкальными инструментами, некоторые из которых берут свое начало с XI века (дюмбелек), XIV века (чубуклы-давул, зурна, даре).  На обратной стороне каждой открытки есть краткое описание инструмента и qr-код, на который нужно навести камеру смартфона, чтобы перейти к аудио-сопровождению и услышать интересные факты и даже звучание некоторых инструментов.

Идея проекта —  восстановить образы музыкальных инструментов крымских татар. Многие из них имеют сходства с инструментами других тюркских народов (из-за чего их часто подменяют), но при этом отличаются и устройством и звучанием. Например, тулуп-зурна (в русском языке —  волынка) внешне напоминает болгарский аналог, но отличается от него наличием третьей, удлиненной, трубки.

Как отметил Рефат Иззетов, в набор вошли как исконно крымскотатарские инструменты, так и заимствованные еще в XVIII—XIX вв. из других культур (кемане, кларник (кларнет).

Для реконструкции использовались дошедшие до наших дней экземпляры отдельных инструментов (саз), а также фото и описи, хранящиеся в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике, Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия, Российском национальном музее музыки, Музее европейских культур (Берлин). Например, образ дюмбелека был срисован с открытки дореволюционного периода. Кроме того, для восстановления внешнего вида команда проекта обращалась к фильму «Алим» (1926 г.).

Авторы очень тщательно подошли к деталям: прорисовали каждую из сотни струн на сантыре, разграничили три вида кавала (тильсиз, тилли и къамыш), в том числе подобрали изображение для обложки, на которой можно увидеть бахчисарайского учителя и музыканта Мамута уста Рефатова с сантыром, Аппаза уста со скрипкой и дареджи Сулеймана Мемешева. На обороте —  еще один музыкант, имя которого на сегодняшний день неизвестно.

Этот проект стал итогом почти двухлетней работы Рефата Иззетова —  молодого исследователя, внесшего за прошедший год большой вклад в популяризацию крымскотатарской музыки и культуры при поддержке CANLI Production.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог