Курс валют USD 0 EUR 0

Разделенный народ нельзя делить дальше

Комментариев: 0
Просмотров: 259

 

Куда нам, крымским татарам, разделяться дальше? Вопрос ставим не ввиду партийной или какой-либо еще внутренней разобщенности, проблема стоит из-за государственных границ, всевозможных барьеров, стоящих на пути контактов, сотрудничества между соотечественниками, оказавшимися в силу исторических причин рассеянными по миру.

Крымские татары, пройдя этапы своего формирования, смогли построить национальное государство, которое впоследствии удержать не удалось. В результате различных войн, перекройки границ, перемещений лиц, эмиграций и, наконец, тотальной высылки, его этническая территория была полностью зачищена. 18 мая 1944 года у коренного народа Крыма не осталось этнического пространства, и для его восстановления потребовались десятилетия борьбы.

Территория Крымского ханства выходила далеко за пределы Крымского полуострова, но исторические процессы, связанные с народонаселением земель, закрепили в сознании современных крымских татар их этническую территорию исключительно в пределах Крыма. Именно здесь сконцентрировалось в результате возвращения их этническое ядро, остальные, где бы ни проживали, – диаспора. В отличие от других разделенных народов, у которых этническое пространство «разрезано» соседствующими государственными образованиями, Крым неделим, но его автохтонный народ был разделен не добровольными миграциями, а вынужденной эмиграцией и насильственным выселением.

У битых историей крымских татар этническая идентичность доминирует над остальным, поэтому насытившись всевозможными ущемлениями, они болезненно воспринимают ограничения, в том числе общение с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Но геополитика, напряженность межгосударственных отношений усложняют контакты или делают их невозможными. Безусловно, вопросы безопасности находятся в поле зрения государственных органов, но насколько являются объективными выводы некоторых аналитиков, раздающих советы и рекомендации при выработке государственной политики?

Можно назвать несколько стран, где проживает довольно многочисленная диаспора крымских татар, но самая большая находится в Турции. Это потомки эмигрантов, покинувших Крым в XVIII—XX веках. И если контакты с ними еще в начале XX века были довольно интенсивными, то после установления железного занавеса советской властью они были практически прекращены. Только через 70 лет широкий круг соотечественников смогли пожать друг другу руки с представителями диаспоры, получило развитие деловое партнерство, а помощь крымским татарам от турецкого общества некоторым помогла обустроиться, молодежи – получить высшее образование, и многое другое.

Вместе с тем в таких плодотворных контактах еще 20—25 лет назад некоторые пытались увидеть развитие сепаратистских настроений у крымских татар, стимулируемых турецкой политикой.

Сменяются государства, происходит смена политической элиты, а тема сепаратизма продолжает довлеть над крымскими татарами.

«Турецкая Республика активно воздействует на крымских татар на культурном и идеологическом направлении. В рамках этнополитической мобилизации крымских татар Турция стремится поднять их протестный потенциал, увеличить уровень межнациональной конфликтности на крымском полуострове, расширить сферы собственного влияния. Турция оказывает финансово-экономическую и гуманитарную помощь крымским татарам, что повышает роль Турции в Крыму», — к таким выводам приходит группа ученых во главе с кандидатом политических наук, доцентом кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления Давидом Григоряном.

На фоне прозвучавшего вспоминается масштабный турецкий проект в Крыму, когда для возвращающегося народа были выкуплены 1000 домов и квартир. Неужели обустройство одной тысячи семей крымских татар следует рассматривать как фактор дестабилизации? Если такая позиция начинает культивироваться, то обществу навязывается новая-старая идея «о вредном населении в Крыму».

Выводы, вынесенные авторами в материале, настораживают крымскотатарское общество.

«Турецкая элита активно использует социокультурный фактор в рамках неоосманизма. Неоосманизм – идея турецкой политической элиты, заключающаяся в усилении турецкого влияния на территориях, ранее входящих в Османскую Империю. Неоосманизм был основан на пантюркизме, политической идеологии Турции, которая подразумевает объединение народов тюркского происхождения под турецким началом. Крымские татары принадлежат к тюркской группе, а также имеют общую историю с турками, что дает широкие возможности турецкой элите воздействовать на крымских татар «мягкой силой», также турецкая элита поддерживает русофобские и националистические настроения в Крыму героизацией нацистских коллаборационистов».

Взаимоотношения между государствами на различных этапах истории складываются по-разному. Отношения между народами на протяжении истории имеют дружественные и недружественные моменты. Народы объединяет кровное, языковое родство, конфессиональная принадлежность, но сам факт свершившегося разделения свидетельствует о самостоятельности каждого.

Турция и без крымских татар многовековой региональный игрок, достигший больших успехов на современном этапе. А крымские татары, находясь за железным занавесом, без Турции решали свои проблемы в СССР и боролись за возвращение в Крым. Поддерживать добрососедские отношения с Турцией сегодня в первую очередь заинтересовано российское государство, и для турок это немаловажный вопрос. Для обеих сторон цена напряженности слишком высока.  И попытка выставить крымскотатарский народ как политический субъект, на который оказывает влияние турецкая элита, на фоне многомиллионного российского туристического потока на турецкие курорты, скупки там недвижимости, товарооборота между государствами, выглядит лишь искусственным усложнением жизни крымских татар.

За последние годы практически прекратились визиты крымскотатарской диаспоры в Крым, приезжают только политически мотивированные лица. Мы не видим турецких ученых на научных конференциях в Крыму, из-за чего страдает тюркология. Резко сократились выезды крымскотатарских ученых на международные конференции за рубеж. Разовые выезды на организуемые государством Дни крымскотатарской культуры в Турции доступны ограниченному контингенту лиц. А у народа есть потребность в простом человеческом общении с соотечественниками, волею судьбы оказавшимися в Турции, Румынии и других государствах, ведь были случаи восстановления родственных связей.

Граница с Турцией открыта. Те, кому позволяют финансы, могут себе позволить поездки в эту страну. А вот наука, культура крымских татар от сужения контактов безусловно страдают. Угрозу нагнетают, а по факту делят и так разделенный народ, чего делать хотя бы просто негуманно.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог