Ко Дню крымскотатарской письменности и культуры
В защиту «государственного»…
Письменность, культура, язык – это основные составляющие, подтверждающие и подчеркивающие уникальность народа. Народа — наследника и носителя духовной и интеллектуальной сокровищницы, тысячелетиями формировавшейся на территории полуострова и Северного Причерноморья. И тем более неприятным, нелогичным для нас сегодня является то, что изучение крымскотатарского языка в школах Крыма, заметьте, даже в тех – национальных, с крымскотатарским языком обучения, которые отметили в этом году свои четвертьвековые юбилеи – с годами сокращается.
Крымскотатарский язык в республике признан одним из государственных, и его изучение включено в обязательную часть примерного учебного плана общеобразовательных организаций. На текущий учебный год на изучение родного для крымских татар языка и литературное чтение в начальной школе ориентировочно отводится 474 часа.
Для первоклассников – это 66 часов, то есть 2 часа в неделю умножаем на 33 учебные недели.
Для учащихся 2—4-х классов – по 136 часов (4 часа в неделю на 34 учебные недели). Если проанализировать по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), то получается, что на русский язык в первом классе выделено 8 часов в неделю, а на крымскотатарский — всего 2 часа в неделю. По ныне действующему ФГОСу, во 2—4 классах – 4 часа на крымскотатарский и 5 часов в неделю на русский.
В национальных школах, которые с таким трудом, при поддержке народа и общественности, усилиями ассоциации «Маарифчи», торжественно открывались десятилетия назад в надежде на дальнейшее развитие и процветание на родной земле предков, к сожалению, происходит сокращение преподавания родного языка.
По словам учителей школ, внеурочная деятельность тоже с каждым годом менялась, в зависимости от возможностей бюджета, и в одних учебных заведениях ужималась с 5 часов до 2—3 часов, в других – сохранялась, и на крымскотатарский отводились внеурочные занятия.
В педагогических кругах упорно гуляет информация, правда, пока официально не подтвержденная, что на следующий учебный год спускаемое сверху количество часов на крымскотатарский язык и литературное чтение будет и того меньше.
Каждый год в ноябре Крым отмечает День крымскотатарской письменности и культуры. В этот день помпезно заявляют о важности сохранения культурного и языкового многообразия, и между тем классы и школы с крымскотатарским языком обучения медленно теряют свой статус.
Как показывает практика, многое может решаться при активном участии общественности и родителей, доброй воле депутатов и чиновников, но главное – информированность, то есть широкое обсуждение программ школьного образования.
На днях в Госдуму внесли законопроект, направленный на защиту русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов. Проект федерального закона предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. По словам авторов инициативы, документ подчеркивает объединяющую роль русского языка как государственного языка в едином многонациональном государстве, расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка является обязательным.
Быть может, среди депутатов, чиновников и общественников найдутся те, кто выступит с реальными инициативами по укреплению статуса государственного крымскотатарского языка, наполнив его богатым практическим содержанием.